Взаимосвязь защитно-совладающего поведения и эмоционального выгорания у молодых педагогов в вузе

ˑ: 

Доктор психологических наук, доцент О.И. Щербакова1
Доктор педагогических наук, доцент Н.В. Лебедева1
Кандидат юридических наук Т.А. Шукшина1
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Савенкова2
1Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва
2Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Цель исследования – выявить структуру защитного и совладающего поведения молодых педагогов – преподавателей физического воспитания и установить связь с эмоциональным выгоранием.
Методика и организация исследования. Эксперимент проведен на базе Государственного университета управления, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, в котором приняли участие 64 человека в возрасте от 22 до 26 лет с опытом работы по профессии от 1-го года до 3-х лет. Диагностические методы: методика «Опросник эмоционального выгорания Маслач (MBI)» (адаптация Н.Е. Водопьяновой); методика Р. Лазаруса «Способы совладающего поведения» (адаптация Т.Л. Крюковой); методика «Индекс жизненного стиля» (адаптация Л.И. Вассермана).
Результаты исследования и выводы. По результатам исследования выявлено, что эмоциональное выгорание у молодых педагогов связано с различными копинг-стратегиями и механизмами защиты. Однако нельзя вывести единую формулу и сказать, что проблемно-ориентированный копинг помогает молодым педагогам преподавателям физического воспитания избежать эмоционального выгорания, а эмоционально-ориентированный – наоборот. Можно однозначно выделить лишь несколько стратегий и защит, которые вносят свой вклад в развитие эмоционального выгорания: стратегия конфронтации, стратегия принятия ответственности и стратегия бегства-избегания, подавление, регрессия и замещение.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, копинг, защитные механизмы, защитно-совладающее поведение, стресс, молодые педагоги – преподаватели физического воспитания.

Литература

  1. Артемьева Т.В. Исследование копинг-стратегий педагогов в профессиональной деятельности / Т.В. Артемьева // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 4 (42). – С. 79-82.
  2. Битюцкая Е.В. Опросник способов копинга: методическое пособие / Е.В. Битюцкая. – Москва: ИИУ МГОУ, 2015. – 80 c.
  3. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. – Москва: ПЕР СЭ, 2000. – 135 с.
  4. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева – СПб.: СПбГМУ, 2009. – 136 c.
  5. Козлова К.В. Понятие «выгорание» в психологии: анализ и обобщение подходов / К.В. Козлова, О.И. Муравьева, Г.С. Корытова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2019. – № 1 (23).
  6. Кружкова О.В. Психологические защиты личности / О.В. Кружкова, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург: РГППУ, 2006. –153 с.
  7. Кузнецова Е.В. Психология стресса и эмоционального выгорания / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. – Куйбышев, 2012. – 96 с.