Особенности личности спортсменов в разных дисциплинах конного спорта

ˑ: 

Кандидат экономических наук, доцент Е.Л. Пожарская1
О.А. Букса1

Доктор философских наук, доцент Л.В. Шукшина1
Кандидат психологических наук Д.Я. Ибрагимова1
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Цель исследования – выявить индивидуально-психологические особенности личности спортсменов, занимающихся конным спортом.
Методика и организация исследования. Эмпирическое исследование основывается на диспозициональной теории личности. В нем принимали участие спортсмены, занимающиеся конным спортом – выездкой (дрессурой) и конкуром (преодолением препятствий). 50 представительниц женского пола от 18 до 25 лет занимаются конным спортом в целом от четырех лет, а конкретными дисциплинами – от трех. Все они имеют разряды от III взрослого до мастера спорта. В исследовании была использована методика многофакторного исследования личности 16PF Кеттела.
Результаты исследования и выводы. В результате исследования были выявлены аспекты спортивной деятельности, которые оказывают влияние на психологическое состояние  спортсмена в конном спорте. Для спортсменок по дисциплине выездка таким аспектом является соревновательный период. Метод оценки во многом влияет на психологическое состояние спортсмена. Для спортсменок по дисциплине конкур важным аспектом является частота тренировок, на которых пара всадник-лошадь преодолевает препятствия. Они гораздо чаще имеют необходимость в сохранении самообладания, так как от этого напрямую зависит сохранение их жизни.

Ключевые слова: личность, конный спорт, спортсмены.

Использованная литература

  1. Васякин Б.С. Психологическое здоровье как психосоциальная проблема / Б.С. Васякин, Ж.В. Коробанова, В.П. Андронов, Ж.Г. Гаранина // Теория и практика физической культуры – 2017. – № 9 – С. 46–47.
  2. Ильин Е.П. Психология спорта / Е. П. Ильин – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
  3. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А.Н. Капустина. – СПб.: Речь, 2007. – 104 с.
  4. Пожарская Е.Л. Индивидуально-психологические особенности психоэмоционального состояния тренера / Е.Л. Пожарская, В.В. Скляднева, С.В. Бадмаева, А.П. Ковальчук // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 3. – С. 48-49.
  5. Щербакова О.И. Влияние локус-контроля на успешность взаимодействия в спортивной деятельности / О.И. Щербакова // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов – 2020. – С. 622–626.
  6. Юров И.А. Психодинамические коррелянты спортивной успешной деятельности / И.А. Юров // Вестник спортивной науки. – 2012. – № 3. – 22-26.
  7. Andryushchenko L.B., Bodrov I.M., Zaytsev V.A., Buyanova T.V. Esteck complex application for age-specific functionality tests. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 9. p. 5.
  8. Vasyakin B.S., Berezhnaya M.S., Pozharskaya E.L., Ovsyanik O.A. Socio-psychological training in modern health psycho-technological toolkit to improve stress tolerance in academic personnel. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 8. p. 24.