Критериальные признаки типологизации физической культуры

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ю.Ф. Курамшин1
Доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Закревская1
1Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – разработка критериев и методологических подходов к типологии физической культуры.
Методика и организация исследования. Анализ и обобщение литературных источников и электронных ресурсов, историко-сравнительный анализ, систематизация.
Результаты исследования и выводы. Физическая культура – сложное, многогранное социальное явление. По мере накопления знаний, отражающих специфичность физической культуры, возникла острая потребность в разработке ее структуры (строения) и, в частности, в выделении ее основных структурных компонентов. В статье рассматриваются различные подходы к типологии форм физической культуры. Проанализированы наиболее значимые и существенные признаки классификации видовых компонентов физической культуры. Учитывая многообразие выделенных в ходе изучения литературных источников форм физической культуры, а также в связи с ее неупорядоченностью разработана общая классификация форм физической культуры. Для систематизации различных форм, видов физической культуры представляется целесообразным использование типологического подхода.

Ключевые слова: физическая культура, структура физической культуры, типология физической культуры.

Литература

  1. Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. Л.П. Матвеева. Москва: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.
  2. Выдрин В.М. Содержание, объем и структура понятия «физическая культура» / В.М. Выдрин, Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 1974. – № 9. – С. 8–10.
  3. Выдрин В.М. Методологические проблемы теории физической культуры / В.М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. – 1984. – № 6. – С. 5–6.
  4. Григорьян Я.Г. Понятие «физическая культура»: эволюция представлений / Я.Г. Григорьян, К.В. Богатырева, Е.Л. Панова, Ю.В. Старостина // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 11. – С. 8–10.
  5. Дюперрон Г.А. Теория физической культуры. Основные понятия / Г.А. Дюперрон. – Ленинград: Время, 1925. – 146 с.
  6. Евстафьев Б.В. Физическая культура в мировой литературе / Б.В. Евстафьев. – Ленинград: Воен. ин-т физ. культуры, 1980. – 132 с.
  7. Курамшин Ю.Ф. Современные методологические подходы в изучении феномена «физическая культура» / Ю.Ф. Курамшин // Научно-педагогические школы университета. – Санкт-Петербург, 2022. – С. 85–94.
  8. Матвеев Л.П. К перспективам разработки общей теории физической культуры и спорта / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. – 1980. – № 12. – С. 11–15.
  9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет. 3-е изд. / Л.П. Матвеев. – Санкт-Петербург: Лань, 2003. – 160 с.
  10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры, общая теория и методика физического воспитания). 4-е изд. / Л.П. Матвеев. – Москва: Спорт, 2021. – 520 с.
  11. Николаев Ю.М. Физическая культура как составная часть социалистической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.М. Николаев. – Ленинград, 1976. – 21 с.
  12. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю.М. Николаев // С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 2000. – 80 с.
  13. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарев // С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 1996. – 284 с.
  14. Советская система физического воспитания / под ред. Г.И. Кукушкина. – Москва: Физкультура и спорт, 1975. – 558 с.
  15. Якобсон М.А. Социологические проблемы физической культуры / М.А. Якобсон // Социальные исследования. – 1971. – Вып. 7. – с. 128–136.