Особенности ценностных ориентаций и установок на поведение в конфликтных ситуациях студентов, отнесённых к разным медицинским группам для занятий физической культурой

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор О.Г. Румба
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Горелов
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
Соискательница М.В. Кулешова
Государственное училище (техникум) олимпийского резерва, Самара

Ключевые слова: студенты, основная медицинская группа, специальная медицинская группа, физическая культура, социализация, ценностные ориентации, стили поведения в конфликтной ситуации.

Актуальность. Для любого общества крайне важным аспектом является положительная социализация его членов. Под социализацией (от лат. socialis – общественный) А. В. Мудрик предлагает понимать «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [4, с. 15]. Иными словами, сущность социализации состоит «в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества» [4].

Большинство учёных (Г. М. Андреева, Д. И. Фельдштейн, А. В. Мудрик А. В. и др.) рассматривают социализацию как непрерывный процесс и предлагают соотносить её этапы с возрастной периодизацией жизни человека. В этом смысле один из наиболее сложных и значимых (в том числе для всей дальнейшей жизни) – период юношества (16–21 год). В этот период, пожалуй, самым переломным является момент окончания школы и вступления во взрослую жизнь, которая для большинства молодых людей начинается с поступления в вуз.

В социальном плане начало обучения в вузе характеризуется принятием индивидом новой социальной роли студента, что сопряжено с рядом трудностей, в числе которых С. В. Баширова [1] называет: выстраивание межличностных взаимоотношений с учётом новых социально-образовательных условий; деятельность по освоению нового опыта, приобретение навыков жизни во взрослом обществе, формирование ценностных жизненных ориентаций, профессиональное развитие и пр.

Литература

  1. Баширова С.В. Социализация студентов в учреждении высшего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук / С.В. Баширова. – М., 2007. – 197 с.
  2. Горелов А.А. Подвижные и спортивные игры как вид деятельности и средство социализации растущего человека / А.А. Горелов, О.Г. Румба // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2013, вып. 6 (100). – С. 41–47.
  3. Григорович Л.А. Проблема нравственного развития подростка / Л.А. Григорович. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – 240 с.
  4. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 432 с.

Информация для связи с автором: RumbaOlga@yandex.ru

Поступила в редакцию 17.04.2014 г.