Сравнительная оценка личностно-психических характеристик и психического состояния студентов младших курсов

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор медицинских наук, профессор С.А. Варзин
Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Пискун
Доктор медицинских наук, профессор Н.Н. Петрова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова: студенты, личностно-психические характеристики, психическое состояние, адаптация.

Актуальность. Проблема адаптации личности в социуме носит междисциплинарный характер и является предметом исследования для философов и социологов, психологов, врачей и педагогов [6–8, 9]. Адаптация студентов к постоянно меняющимся условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач современной педагогики [1, 2]. Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях.

Адаптация к обучению в вузе – это сложный и многофакторный процесс, который выражается в студенческом адаптационном синдроме, особенности которого проявляются в зависимости от организации обучения в вузе и от личностных особенностей студентов, их компенсаторных возможностей [3, 5, 9]. Адаптация студентов – это в том числе сложный процесс перестройки психической деятельности, и он должен проявляться в изменениях уровневых значений отдельных характеристик личности и в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в разные периоды адаптационного процесса. Изменение уровня функций и их стабилизация – показатели адаптации к учебному процессу.

Адаптацию студентов в вузе исследовали в различных направлениях. Особое внимание уделялось адаптации студентов младших курсов, от успешности которой во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста [4, 10, 11].

Литература

  1. Алексеев Н.А. Профильное обучение в контексте личностно-ориентированного образования / Н.А. Алексеев. – Тюмень: Изд-во: ЗАО «Легион-Групп», 2005. – 250 с.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А. Баева. – СПб., 2002. – 271 с.
  3. Волохонская М.С. Особенности переживания студентами лекционных и практических занятий / М.С. Волохонская // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Сер. 6, вып. 2 (ч. II). – 2007. – С. 58–62.
  4. Глинкина О.В. Адаптация первокурсника / О.В. Глинкина // Профессиональное образование. – 2002. – № 9. – С. 12–13.
  5. Казакова О.Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса как фактор адаптации студентов первого курса: дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Казакова. – Оренбург, 2002. – 202 с.
  6. Кузина Г.П. Психолого-педагогическое обеспечение эффективности отбора абитуриентов и последующей их адаптации к вузу: дис. ... канд. пед. наук / Г.П. Кузина. – М., 2004. – 271 с.
  7. Осадчая Е.А. Адаптация студентов различных психофизиологических групп к учебному процессу / Е.А. Осадчая // Образование и общество. – 2003. – № 2. – С. 76–79.
  8. Пискун О.Е. Результаты мониторинга психофизической адаптации студентов к обучению и разработка комплекса мер по охране их здоровья / О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова, Н.Н. Венгерова, С.А. Варзин, В.А. Чистяков // Вестник СПбГУ. – Сер. 11, вып. 1. – 2011. – С. 81–92.
  9. Соловьев В.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: дис. ... докт. пед. наук / В.Н. Соловьев. – Ижевск, 2003. – 449 с.
  10. Стафеева Ю.В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Стафеева. – М., 2006. – 278 с.
  11. Яковенко Л.Н. Адаптация первокурсников к вузовскому обучению и вопросы психической саморегуляции / Л.Н. Яковенко // Аспирант и соискатель. – 2003. – № 2. – С. 166–168.

Информация для связи с автором: piskun@imop.ru

Поступила в редакцию 17.04.2014 г.