Уровень физической активности и особенности копинг-поведения студентов

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор медицинских наук, профессор Н.Н. Петрова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
Доктор медицинских наук, профессор А.Э. Кутузова
1-й Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
Кандидат педагогических наук Ю.А. Баженов
Национальный государственный университет физической культуры, cпорта и здоровья
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: спорт, копинг, тревога, депрессия.

Актуальность. Спортивная деятельность является областью достижений человеческих возможностей, которая характеризуется высоким уровнем требований к психической и физиологической сферам спортсменов. Необходимость адаптации к систематическим спортивным нагрузкам, рост спортивного мастерства, высокая конкуренция характеризуют современный спорт. Для осуществления целей спортивной деятельности, решения поставленных задач спортсменам приходится преодолевать широкий спектр стресс-факторов как внутренней, так и внешней природы. С позиции рассмотрения спортивной деятельности как разновидности труда, осуществляемого для достижения максимального спортивного результата, стресс-факторы деятельности являются неотъемлемым компонентом ее структуры, ограничивающим эффективное функционирование всех систем организма. Изучение личностных факторов стрессо­устойчивости, ее взаимосвязи с результативностью в спорте, процессов саморегуляции эмоциональных состояний и поведения, несомненно, представляется актуальным [3, 5].

Рост конкуренции в спорте высших достижений определяет важность исследований, направленных на поиск ресурсов конкурентоспособности спортсменов, в том числе все более заметным в последние годы становится расширение зоны поиска психологических ресурсов и ограничений, сказывающихся на успешности деятельности спортсменов. В поле зрения исследований попадают все новые психологические феномены: психическое выгорание, психологические защиты и копинг-стратегии, перфекционизм, групповые эмоции [1, 2, 4].
 

Литература

  1. Гринь Е.И. Личностные факторы, обусловливающие развитие профессионального выгорания у спортсменов разного пола Е.И. Гринь // Физическая культура, спорт – наука и практика, 2009. – № 1. – С. 33–37.
  2. Маркелов В.В. Психологические механизмы стресспреодолевающего поведения студентов-спортсменов / В.В. Маркелова, Е.Л. Комаровская // Вестник спортивной науки. – 2012. – № 1. – С. 24–27.
  3. Соколова Н.И. Влияние стресса на соревновательную деятельность спортсменов / Н.И. Соколова, Е.А. Мельникова // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2007. – Вып. 4. – С. 70–76.
  4. Филатова Н.П. О формировании конструктивных копинг-стратегий у спортсменов высокой квалификции в ситуациях отрицательного опыта в соревновательной деятельности / Н.П. Филатова, О.А. Сизикова // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – Вып. 11 (45). – С. 86–90.
  5. Шагиев Р.М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности: дис. … канд. психол. наук / Р.М. Шагиев, 2009. – 180 c.

Информация для связи с автором: petrova_nn@mail.ru

Поступила в редакцию 17.04.2014 г.