Динамика показателей восприятия пространства у волейболистов, занимающихся специальной технической подготовкой

ˑ: 

Аспирант А.Е. Смурова1
Кандидат биологических наук, доцент Е.А. Милашечкина1
Кандидат медицинских наук, доцент И.Н. Гернет2
Д.Д. Кучукова3
1Российский университет дружбы народов, Москва
2Московский государственный университет спорта и туризма, Москва
3Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

Основным критерием взаимодействия волейболистов на игровом пространстве является уровень сформированных двигательных умений и навыков, обусловленных общефизической и технико-тактической подготовленностью. При этом большое значение имеет скорость принятия решения о выборе наиболее эффективного варианта двигательного действия в пространстве, создающая максимально результативную игровую комбинацию. В рамках совершенствования игровых процессов и результатов соревновательной дея­тельности необходима оценка пространственно-временных характеристик для дальнейшего повышения качества и развития ориентирования в пространстве путем подбора специальных упражнений.
Цель исследования – провести оценку влияния применения специальных технических упражнений в учебно-тренировочном процессе на восприятие пространства волейболистов 17-18 лет.
Методика и организация исследования. В эксперименте принимали участие волейболисты 17-18 лет. Контрольная группа занималась по стандартной программе (n=16), опытная с использованием упражнений на развитие пространственно-временного восприятия (n=15). Восприятие пространства волейболистов измеряли при помощи АПК «Спортивный психофизиолог».
Результаты исследования и выводы. Перед внедрением программы с упражнениями на развитие пространственно-временного восприятия в обеих группах средние величины результатов тестирования значительно не отличались. После проведения курса специальных технических упражнений в контрольной группе в показателях оценивания отрезков и узнавании углов произошли некоторые изменения в сторону ухудшения, а в показателе оценивания углов – в сторону улучшения, но не на достоверно значимом уровне (р>0,5). В опытной группе произошли достоверно значимые изменения (р<0,001) в показателях оценивания отрезков и узнавание углов, при этом количество ошибок в среднем уменьшилось в два и четыре раза, соответственно. В результате полученных данных у спортсменов, занимающихся по программе развития восприятия пространства и времени, улучшилось восприятие линейных пространственных измерений.

Ключевые слова: пространство, восприятие, уровень, волейболист.

Литература

  1. Карягина Ю.А. Cosinor Ellips 2006 № 2006611345 / Ю.В. Карягина, С.В. Нопин // Программы для ЭВМ…(офиц. бюл.). – 2006. – № 3 (56). – С. 42.
  2. Милашечкин В.С. Динамика времени слухомоторной реакции студенток, занимающихся спортивными играми / В. С. Милашечкин // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 1. – С. 61. – EDN VAIZLQ.
  3. Тинюков А.Б. Требования к выполнению индивидуальных технических приемов в волейболе / А.Б. Тинюков, И.Н. Тимошина, Л.И. Костюнина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. – Т. 12. – № 3. С. 103-110.
  4. Цыбулина Д.Ю. Совершенствование спортивно-технического мас­терства средствами развития психомоторных качеств волейболисток / Д.Ю. Цыбулина, М.С. Виншу. – Наука-2020. – 2020. – № 5 (41). – С. 44-47.