Специальная физическая подготовка легкоатлетов с интеллектуальными нарушениями

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Андреев1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова2
Доктор педагогических наук, доцент И.Е. Коновалов2
Кандидат биологических наук, профессор И.Ш. Мутаева3
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан
2Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
3Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабуга

Цель исследования – разработать и апробировать в условиях инклюзивного тренировочного процесса методику специальной физической подготовки легкоатлетов 14-15 лет с интеллектуальными нарушениями.
Методика и организация исследования. Базовой организацией для научной работы явилась МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» г. Абакана, реализующая инклюзивный тренировочный процесс. Выборка испытуемых состояла из 11 спортсменов-легкоатлетов 14-15 лет с интеллектуальными нарушениями, со стажем спортивной подготовки три-четыре года и квалификационным уровнем – II разряд. Методика направлена на развитие физических способностей, необходимых для квалифицированных бегунов на средние дистанции. При реализации средств направленного воздействия, учитывалось, что спортсмены с интеллектуальными нарушениями в скоростных направлениях имеют существенное отставание от здоровых спортсменов аналогичного возраста, причиной тому является характерная заторможенность в производстве частоты движений.
Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного анализа выявили положительные изменения в специальной физической подготовке бегунов на средние дистанции в обеих исследуемых группах, однако, наиболее существенный прирост произошел в экспериментальной группе с достоверностью различий между констатирующими и контрольными показателями p<0,05, это позволило определить эффективность выбора арсенала средств, направленных на двигательную сферу испытуемых.

Ключевые слова: спортсмены-легкоатлеты, интеллектуальные нарушения, специальная подготовка, средства и методы.

Литература

  1. Андреев В.В. Применение современных средств восстановления для повышения уровня психофизической устойчивости спортсменов-паралимпийцев, занимающихся баскетболом / В.В. Андреев, Д.С. Андреев, И.Е. Коновалов // Адаптивная физическая культура. – 2021. – № 3 (87). – С. 42-44.
  2. Парфенова Л.А. Инклюзивные технологии физкультурно-спортивной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями / Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 1. – С. 13.
  3. Черенщиков А.Г. Эффективные формы физкультурно-спортивного взаимодействия молодежи и людей с ограниченными возможностями здоровья / А.Г. Черенщиков, Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 9. – С. 59.