Программно-методические особенности подготовки тренеров по настольному теннису в вузах Китая

ˑ: 

Аспирант Чжай Синчэнь1
Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова2
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Лаптев2
Аспирант Го Эрни1, 2
1Чжэнчжоуский университет, Чжэнчжоу, Китай
2Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – оценка структуры и содержания «Программы подготовки тренеров по настольному теннису», выявление особенностей, характерных для китайских вузов.
Методика и организация исследования. Теоретическому анализу была подвергнута программа обучения дисциплины «Теория и практика спортивной подготовки тренеров по настольному теннису» для оценки распределения ее компонентов по объему и содержанию, которые характерны для китайских вузов.
Результаты исследования и выводы. Основной дисциплиной, являющейся ключевой в перечне дисциплин программы обучения, является «Теория и практика специальной подготовки в настольном теннисе», которая осваивает­ся на бакалавриате в течение трех лет: на первом, втором и третьем курсах. На четвертом курсе студенты приобретают и закрепляют практические навыки тренерской деятельности. В представленной Программе отражены только основные элементы спортивной подготовки тренеров по настольному теннису. Практические занятия по совершенствованию технико-тактической подготовленности будущих тренеров дополнительно содержат отдельные тактические компоненты, используемые для успешной реализации сложных игровых комбинаций. Студенты, достигнув базового уровня технико-тактической подготовленности, совершенствуют свое мастерство, повышая свой спортивный уровень благодаря индивидуализации технико-тактической подготовки, выделяя отдельно и в совокупности техническую, тактическую и психологическую направленность тренировки. Именно поэтому на базовую подготовку выделяется 36% часов, а на индивидуализацию – 43% часов, что в сумме составляет почти 80% от всего объема часов, отведенных для освоения дисциплины «Теория и практика спортивной подготовки». Таким образом, в китайских вузах предъявляются очень высокие требования к уровню спортивной подготовленности тренеров по уровню овладения техникой выполнения и тактикой ведения соревновательной борьбы. Будущий тренер должен различать, какой индивидуальный технико-тактический стиль более всего подходит для его спортсмена, и насыщать тренировки соответствующим практическим материалом.

Ключевые слова: Программа обучения, китайские вузы, подготовка тренеров, настольный теннис, спортивная подготовленность.

Литература

  1. Го Э. Требования стандарта профессиональной подготовки тренеров по спорту в Китайской Народной Республике / Го Э. // Спорт – дорога к миру между народами: Материалы VI Международной научно-практической конференции (26-28 октября 2022 г.) – М.: РУС «ГЦОЛИФК». – С. 64-67.
  2. 普通高等学校本科专业类教学质量国家标准 [EB/OL]. (Государственный стандарт качества преподавания в бакалавриате по специальностям общеобразовательных вузов [EB/OL]. http://jwc.xhsysu.edu.cn/__local/1/93/21/7170AB6D198A24AC379A7B16BCC_95F... ).