Сравнение степени психической напряженности боевой деятельности на тренировочном занятии и на соревновании в фехтовальном единоборстве

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Петренко1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Э. Пахомова1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.С. Николаева1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
2Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – сравнить степень психической напряженности боевой практики в условиях тренировочного занятия и соревнования у квалифицированных фехтовальщиков на рапирах.
Методика и организация исследования. Уровень психической напряженности различных видов специализированной деятельности фехтовальщиков на рапирах определялся при помощи аппаратно-программного комплекса «Дианел-5120», позволяющего регистрировать и оценивать психофизиологическое и психоэмоциональное состояние человека на основании измерения электрической активности кожи. В исследовании приняли участие четыре фехтовальщика на рапирах, уровень спортивной квалификации которых соответствовал званию «Мастера спорта».
Результаты исследования и выводы. В результате проведенного исследования нами выявлены различия в показателях электрокожной проводимости после боев на 15 уколов в условиях тренировочного занятия и на соревновании. После боя на 15 уколов на тренировочном занятии зафиксирована средняя амплитуда КГР (492,40 сНр), тогда как КРГ-активность зафиксирована на уровне 36,64 сНр. Следует отметить, что после боя на 15 уколов в соревновательных условиях выявлено существенное увеличение средней амплитуды КГР (545,29 сНр), однако КГР-активность установлена примерно на том же уровне, что и на тренировках (37,55 сНр). Это свидетельствует об адаптационном эффекте тренировочных боев к стрессовым условиям фехтовального противоборства на соревнованиях.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать заключение, что боевая практика на тренировках является механизмом, позволяющим адаптировать фехтовальщиков к стресс-факторам, которыми являются не только увеличенные двигательные, но и эмоциональные и психические нагрузки. Определенно, реакция спортсменов на совокупность стрессоров зависит от их индивидуальных особенностей, определяющих способности оценивать каждый из источников стресса и справляться с ним.

Ключевые слова: квалифицированные фехтовальщики, боевая практика, психическая напряженность, тренировочное занятие, отборочные соревнования.

Литература

  1. Калашников В.Н. Электрическое сопротивление кожи как индикатор психофизиологического состояния человека / В.Н. Калашников. // Концепция способа гармонизации психоэмоционального состояния человека. – http://www.osoznanie.biz/info/concept_gar.pdf. – С. 55-60.
  2. Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В. С. Келлер. – К.: Здоровья, 1977. – 183 с.
  3. Киселев Ю.Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения / Ю.Я. Киселев. – М.: Советский спорт, 2009. – 275 с.
  4. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2014. – 624 с.
  5. Рыжкова Л.Г. Распределение видов специализированных заданий в тренировке фехтовальщиков с учетом психической напряженности нагрузки / Л.Г. Рыжкова, А.Б. Моисеев, А.Д. Кравцов. // Спортивный психолог. – 2021. – № 1(58). – С. 15-18.
  6. Рыжкова Л.Г. Расчет психической напряженности тренировочного занятия в подготовке фехтовальщиков / Л.Г. Рыжкова // Спорт, Человек, Здоровье: Материалы X Международного Конгресса, посвященного 125-летию со дня создания НГУ им. П.Ф. Лесгафта. – С-Пб., 2021. – С. 452-454.
  7. Суходоев В.В. Методическое обеспечение измерений, анализа и применения параметров кожно-гальванических реакций человека / В.В. Суходоев. // Проблемность в профессиональной деятельности: Сб. статей. – М.: Издательство института психологии РАН, 1999. – С. 303-328.
  8. Тышлер Д.А. Фехтование. Технико-тактическая и функциональная тренировка / Д.А. Тышлер, Л.Г. Рыжкова. – М.: Академический проект, 2010. – 183 с.