Особенности функционального состояния регуляторных систем школьников разных медицинских групп, занимающихся физической культурой

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор С.П. Левушкин1, 2
Кандидат биологических наук, доцент И.А. Мищенко3
Кандидат педагогических наук, доцент О.Ф. Жуков2
Кандидат педагогических наук М.С. Фесенко2, 4
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
2Институт возрастной физиологии РАО, Москва
3Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк
4Государственный университет «Дубна», Дубна

Цель исследования – проведение сравнительного анализа функционального состояния регуляторных систем организма школьников 7-10 лет, занимающихся физической культурой в основной и подготовительной медицинских группах.
Методика и организация исследования. Проведено обследование 1267 школьников в возрасте 7-10 лет пяти субъектов Российской Федерации. Оценку состояния регуляторных систем проводили с помощью изучения вариабельности сердечного ритма методом спектрального анализа и построения классификационных матриц по уровням адаптации.
Результаты исследования и выводы. Установлены различия функционального состояния регуляторных систем организма школьников основной и подготовительной медицинских групп. Показано, что школьники подготовительной группы отличаются сниженной активностью регуляторных систем и большим напряжением механизмов регуляции. Выявленные особенности функционального состояния регуляторных систем организма школьников основной и подготовительной медицинских групп необходимы для подбора оптимальных физических упражнений для повышения эффективности занятий физической культурой. Учет функционального состояния регуляторных систем организма как индикатора функционального состояния школьника является необходимым условием для эффективного управления физическим воспитанием школьников с разным уровнем здоровья.

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, основная и подготовительная медицинские группы, функциональное состояние регуляторных систем, уровни адаптации.

Литература
Рунова Е.В. Применение вейвлет-анализа для оценки вариабельности сердечного ритма // Е.В. Рунова, И.В. Мухина. // Диагностика функциональных состояний регуляторных систем организма человека. Германия. LAP LAMBERT Acad. Publ, 2011. – 153 с.
Хохлова О.А. Задачи и средства физического воспитания учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группам / О.А. Хохлова, Н.С. Алешина // Символ науки. – 2016. – No. 9 (2). – С. 126-128.
Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. – Ижевск: Удмуртский университет, 2009. – 259 с.