Онлайн-образование: состояние и перспективы

ˑ: 

Получение высшего образования в онлайн-формате становится все более популярным как среди студентов, так и среди преподавателей. Так сложились обстоятельства, что в период пандемии COVID-19 процесс обучения был организован в дистанционном режиме. Для многих участников образовательного процесса такая форма обучения была неожиданной и неприемлемой. Однако на сегодняшний момент уже трудно представить образовательную среду вуза без использования дистанционных технологий. 
Образовательная практика доказала преимущества дистанционного обучения прежде всего для студентов:
возможность учиться в вузе любого города и страны;
низкая финансовая затратность на обучение;
экономия времени и возможность рационального планирования учебного дня;
совмещение учебы с возможностью работы или подработки;
расширение возможностей индивидуальной консультации и контакта с преподавателем во внеучебное время;
одновременное прохождение обучения по разным специальностям.
Для преподавателей дистанционный формат обучения позволил найти новые методики решения привычных учебных задач и выявил такие преимущества, как:
экономия времени на дорогу до рабочего места;
расширение возможностей демонстрации наглядных образовательных материалов и их хранения;
доступность электронных учебно-методических материалов;
расширение образовательной коммуникации со студентами;
профессиональное самосовершенствование, креативность, творчество в овладении новыми электронными методами обучения.
Наряду с позитивными моментами дистанционного обучения следует отметить его негативную сторону, которая приводит к ухудшению качества образования. Дистанционный формат выявил невысокую мотивацию студентов к самостоятельному получению знаний, низкую самодисциплину, отсутствие возможностей освоения практических разделов учебных дисциплин, связанных с профессионально-прикладной направленностью, изменением форм межличностного общения с одногруппниками.
Для преподавателей переход на дистанционную образовательную форму вызвал необходимость в освоении новых электронных платформ и программ, иного формата трансляции знаний посредством электронных технических средств, поиска и подбора подходящей техники для проведения занятий; перестройки логики преподавания, которая коренным образом отличается от очной.
Тем не менее, появляются новые образовательные решения, удобные инструменты и платформы, все больше структура и содержание электронных учебных материалов разрабатываются таким образом, чтобы участникам образовательного процесса было понятно: учиться удаленно приятно и перспективно. 
Следует отметить, что дистанционная учебная инфраструктура удовлетворяет потребности современного поколения молодых людей в использовании электронных гаджетов в получении информации, усиливая их мотивацию к обучению и самообразованию. Информационный стиль жизни для молодежи является престижным и модным. Дистанционный формат обучения для современной молодежи постепенно становится значимым атрибутом учебной деятельности, который сочетается с их потребностью осваивать новые информационные технологии и технические средства в получении преимущественных прав на рынке труда.
Дистанционные методики обучения только еще находятся на этапе становления, поэтому дальнейшее их развитие требует от преподавателей творческого отношения к разработке учебно-методических материалов, организации взаимодействия со студентами, способствующих формированию их мотивации к активному обучению.
В первой статье «Перспективы», подготовленной группой авторов под руководством доцента П.Г. Бордовского (Санкт-Петербург), актуализируется проблема оценки результатов промежуточной аттестации студентов с применением дистанционных технологий в условиях спортивного вуза. Авторы излагают методику оценивания умений и навыков в процессе практического выполнения студентами упражнений, представленных в виде видеосюжетов и размещенных на образовательной платформе LMS Moodle. Тестирование знаний, приобретенных в ходе освоения теоретических разделов дисциплины, проводилось в виде такой формы контроля, как составление эссе, и осуществлялось посредством видеосвязи с помощью программы Zoom. Авторами проведено сравнение традиционной и дистанционной форм обучения и отмечена важность и перспективность использования информационно-коммуникационных технологий при проведении контроля успеваемости студентов, в том числе и по практико-ориентированным дисциплинам.
Эффективность онлайн-курса для спортивных судей в каратэ киокусинкай обосновывается в другой статье «Перспективы», подготовленной группой авторов под руководством Е.С. Жерлыгиной (Санкт-Петербург). Для обучения судей был создан и реализован онлайн-курс «Правила соревнований по киокусинкай KWU (кумитэ)», в рамках которого наряду с традиционными использовались интерактивные средства обучения, что позволило повысить профессиональную готовность судей к соревнованиям высокого ранга.
В заключение следует отметить, что на современном этапе развития технологий дистанционного обучения эффективность учебного процесса может достигаться в условиях смешанного формата получения знаний, когда наряду с традиционной формой используется онлайн-обучение.
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск новых подходов в совершенствовании технологий обучения в условиях профессионального образования.
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева