Оценка значимости педагогических способностей тренеров по настольному теннису в контексте достижения высоких результатов спортсменов КНР

ˑ: 

Го Эрни1
Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – оценить уровень значимости педагогических способностей, проявление которых позволяет тренерам по настольному теннису достичь высоких результатов в подготовке китайских спортсменов.
Методика и организация исследования. В работе приняли участие 100 тренеров по настольному теннису, каждый из которых выступил в качестве эксперта. Экспертиза была направлена на выявление мнений тренеров по оценке значимости видов педагогических способностей, влияющих на спортивный результат тренируемых. Экспертам было предложено отметить, на каком уровне значимости конкретная педагогическая способность проявляется в подготовке спортсменов.
Результаты исследования и выводы. Результаты экспертного опроса позволяют утверждать, что для достижения высоких результатов в подготовке спортсменов тренеры должны быть наделены определенными педагогическими способностями. Особенно важными («очень значимо») опрошенные назвали дидактические, личностные и авторитарные способности. Не менее значимыми («более значимо, чем менее») выделены конструктивные, экспрессивные, организаторские, коммуникативные и специальные способности. Следует отметить, что третья часть экспертов не считает, что академические способности влияют на эффективность подготовки спортсменов, так как они эти способности выделили как «менее значимые, чем более» и «мало значимые».

Ключевые слова: педагогические способности, уровень значимости, тренерское мастерство, эффективность подготовки спортсменов.

Литература

  1. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера: монография / А.А. Деркач, А.А. Исаев. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 375 с.
  2. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. – Л.: Знание, 1985. – 32 с.
  3. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать (профессия – тренер): монография / Н.Г. Озолин. – М.: Изд-во «АСТ», 2002. – 864 с.
  4. Рыжкова Л.Г. Показатели ведения соревновательной борьбы у сильнейших китайских игроков в настольный теннис как результат системы формирования тренерского мастерства / Л.Г. Рыжкова, Го Эрни // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 5 (195). – С. 341–344.