Формирование идентичности личности обучающихся образовательной организации в условиях взаимодействия с будущими учителями физической культуры

ˑ: 

Аспирант А.Н. Данилова1
Доктор педагогических наук, профессор М.М. Шубович1
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Кокин1
Н.Н. Петрищева1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Цель исследования – раскрыть условия формирования идентичности личности обучающихся в процессе взаимодействия с будущими учителями физической культуры (ФК) в период проведения педагогической практики.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты 3-4-го курсов ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», направления подготовки «Физическая культура». Для диагностики уровней сформированности профессиональной идентичности у будущих учителей ФК использовалась «Методика изучения профессиональной идентичности» (МИПИ). Методиками «Карта интересов» (КИ) и «Методика изучения личностной идентичности» (МИЛИ) диагностировали уровни идентичности личности обучающихся.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что в процессе взаимодействия будущих учителей ФК и обучающихся происходит формирование профессиональной идентичности у студентов, выражающееся в повышении мотивации, интереса к будущей профессиональной деятельности, что значительно повышает социально-двигательную активность, способствует успешному процессу личностной идентичности и социализации: у них возрастает интерес к занятиям физической культурой, спорту, к ведению здорового образа жизни и т.д.

Ключевые слова: идентичность личности, взаимодействие с учителями, будущие учителя ФК, профессиональная идентичность, готовность к профессии, мотивация.

Литература

  1. Ведерникова, Л.В. Сущность и структура исследовательского потенциала студентов педагогического вуза / Л.В. Ведерникова, Е.В. Кузеванова // Вестник Башкирского университета. – 2015. – Т. 20. – № 1. – С. 285–291.
  2. Джеймс, У. Личность // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, А.А. Пузырея. – М.: МГУ, 1982. – 288 с.
  3. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. 2001. – Т. 22. – № 4. – С. 51–59.
  4. Ивутина, Е.П. Особенности профессиональной идентичности у студентов художественных направлений высших учебных заведений / Е.П. Ивутина, Е.А. Иовлева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 44. – С. 97–101. URL: http://e-koncept.ru/2017/570152.htm.
  5. Исаева, Д.А. Особенности личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости / Д.А. Исаева // Вестник Санкт-Петербургского университета: Серия 12. Социология. – 2013. – Вып. 2.
  6. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – С. 41.
  7. Манжелей, К.В. Конструктивное взаимодействие в физкультурном образовании / К.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 12. – С. 24.
  8. Мелехина, Н.А. Нетрадиционные подходы детей к физическому воспитанию / Н.А. Мелехина, Н.А. Колмыкова. – СПБ.: Детство-ПРЕСС. – 2012. – 112 с.
  9. Мид, Д. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль /сост. Е.И. Кравченко. – М.: МГУ, 1994. – С. 53.
  10. Поварёнков, Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / Ю.П. Поварёнков // Сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПУ, 2003. – С. 154–163.
  11. Рикер, П. Я-сам как другой / пер. с фр. Б. М. Скуратова. – М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008. – С. 211.
  12. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е.И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 412 с.
  13. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 128 с.
  14. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность / Л.Б. Шнейдер. – М.: МОСУ, 2001. – С. 210-215.
  15. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.