Интеграция образования и науки в системе подготовки физкультурных кадров

ˑ: 

Традиционно учебный процесс, состоящий из лекций, семинаров, лабораторных практикумов и организации научно-исследовательской работы, рассматривается в вузе как разные виды деятельности. Тем не менее, на различных этапах обучения они проникают одна в другую, как взаимодополняющие и усиливающие эффект образовательного и научного направлений.
В то же время можно констатировать, что существует мнение, согласно которому занятия образовательной и научно-исследовательской деятельностью представляют собой две самостоятельные профессиональные области, мало похожие друг на друга. Каждая из них сопряжена с решением большого количества задач, поэтому одновременно эффективно заниматься и той и другой практически невозможно. Например, образовательная деятельность требует от преподавателя умений и навыков разработки учебной документации, ведения лекций и семинаров, организации самостоятельной работы студентов. Известно, что преподавание – это не только передача знаний, но и особое искусство коммуникации со студентом, умение доходчиво изложить учебный материал, заинтересовать обучающихся к дальнейшему освоению знаний. В данном контексте, уместно задать вопрос: способен ли научный сотрудник решать образовательные задачи? Можно ли на него возложить обязанность педагога при обучении студентов научно-исследовательским методам? Однозначного ответа на эти вопросы пока нет.
В то же время, методически выверенные курсы, как правило, содержат консервативный материал или устаревшие методики, которые преподаются в течение многих лет и уже не отражают достижений современной науки. Безусловно, новые методики более осмыслены и понятны тому, кто практически их реализует в процессе научной деятельности.
В любом случае идеалом интеграции будет привлечение к преподаванию активно работающих научных сотрудников, владеющих передовыми методиками и научными достижениями в своей области научного знания, в то же время умеющими доступно изложить студентам учебный материал. К такому идеалу можно стремиться и в единичных моментах реализовывать в настоящее время и в будущем продвигаться в данном направлении.
Интеграция науки и образования потребует и перераспределения обязанностей преподавателя: он должен найти время на методическую работу и проведение исследований, написание научных статей, отчетов по грантам. Такой широкий круг обязанностей, видимо, под силу только тем преподавателям, которые действительно заинтересованы и мотивированы на научную работу.
В последнее время вузы получили новое научное оборудование, но доступ к нему студентов и молодых ученых ограничен, поскольку требуются расходные материалы, его обслуживание и текущий ремонт. Возможно, создание при кафедрах научных школ со штатным сотрудником могло бы решить проблему раннего привлечения талантливых студентов к научной работе. Конечно, далеко не каждому студенту потребуются в будущей профессии навыки научной деятельности. Но талантливым студентам, которые стремятся развивать свою креативность, аналитические способности, надо предоставить возможность выполнять экспериментальные исследования, готовить научные доклады, выступать на конференциях, публиковать свои исследовательские работы в сборниках и рецензируемых журналах.
Наряду с перераспределением обязанностей возникает вопрос о рациональном распределении времени преподавателей на учебную и научную работу. Здесь может помочь уже освоенная высшими образовательными учреждениями форма онлайн-обучения. Записанный курс лекций, размещенный на образовательной электронной платформе, позволит студентам самостоятельно прослушать лекцию, ответить на контрольные вопросы, выполнить задания. В связи с этим у преподавателя появится возможность оптимально распределить время на образовательную и научную работу без увеличения учебной нагрузки.
Каким должен быть баланс в преподавании устоявшихся знаний, новых умений и навыков, как достичь их интеграции и вывести учебный процесс на уровень современного научного знания?
В первой статье «Перспективы», подготовленной группой авторов из Санкт-Петербурга под руководством профессора Е.Н. Медведевой, предложена модель обобщенной структуры спортивного вуза, эффективно реализующей интеграцию образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности на вертикальном, горизонтальном и организационном уровнях. Основой для разработки модели послужила нормативно-правовая база высшего физкультурно-спортивного образования, включающая федеральные государственные образовательные стандарты, квалификационные характеристики должностей в высших образовательных и научных учреждениях, федеральные стандарты спортивной подготовки и профессиональный стандарт «Тренер». Для оценки эффективности процесса интеграции авторами выделены и систематизированы критерии ее реализации с учетом каждого отдельного вида деятельности. Интеграция образования, науки и физкультурно-спортивной деятельности повлечет за собой коррекцию профессиональной и спортивной подготовки; совершенствование оценки видов образовательной деятельности; создание кадровых, организационных, материально-технических и финансовых условий; обоснование нормативных документов, регламентирующих реализацию данного процесса и т.д.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что межпредметный подход и применение инновационных технологий различных областей науки и спортивной практики в выполнении учебно-исследовательских работ на каждом уровне образования станет основополагающим принципом интеграционного процесса образовательной и научной деятельности в условиях спортивного вуза.

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева