Психолого-педагогические подходы на предсоревновательном этапе подготовки спортсменов

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Г.А. Гилев1, 2
Аспирант В.В. Владыкина2
Кандидат педагогических наук, доцент Э.В. Егорычева2
Доцент Е.А. Клусов2
Доцент А.И. Попков2
1Московский педагогический государственный университет, Москва
2Московский политехнический университет, Москва

Цель исследования – формирование мобилизационного состояния, способствующего достижению спортсменом своего лучшего результата в условиях высокой конкуренции ответственного соревнования.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовали 22 пловца высокой спортивной квалификации, у которых были отмечены случаи, связанные с неудачными выступлениями на соревнованиях. В трехнедельный период перед ответственными соревнованиями была проведена психолого-педагогическая подготовка, направленная, в том числе, на обучение спортсменов методам самостоятельного формирования настроя на превышение своих рекордных достижений в условиях высокой конкурентной борьбы.
Совокупность педагогических воздействий осуществлялась по схеме: психотерапевтическое внушение → гетеротренинг → аутотренинг.
Результаты исследования и выводы. Показана целесообразность психолого-педагогических воздействий на этапе подготовки спортсменов к основным соревнованиям. Эти воздействия совместно с аутотренингом способствуют формированию состояния спортсмена, способного показать свой лучший результат в условиях высокой конкуренции на ответственных соревнованиях, а также в момент старта внутренней собранности и уверенности в своем рекордном достижении.

Ключевые слова: установка, формирование характера, волевые качества, подготовка, повышение результативности, аутотренинг.

Литература

  1. Бобрищев, А.А. Психологические особенности личности спортсменов – представителей силовых единоборств с различным уровнем психической готовности / Бобрищев А.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2009. – № 1. – С. 10–14.
  2. Василенко, В.С. Стрессорная кардиомиопатия у высококвалифицированных спортсменов (патогенез, ранняя диагностика): дис. … докт. мед. наук / В.С. Василенко. СПб.: ГОУВПО Военно-медицинская академия, 2012. – 235 с.
  3. Гилев, Г.А. Проблемы оптимизации процесса подготовки спортсменов высокого класса / Г.А. Гилев, И.В. Уголькова // Материалы VII международного национального конгресса «Современный Олимпийский спорт и спорт для всех». – М.: СпортАкадемПресс. – Т. 3. – 2003. – С. 156–157.
  4. Гладков, В.Н. Психопрессинг лидерства: к вопросу о модификации личности: опыт комплексного применения психотерапевтических методов в спорте высших достижений / В.Н. Гладков. – М.: Советский спорт, 2007. – 187 с.
  5. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2012. – 312 с.
  6. Гринь, Е.И. Психическое выгорание в спорте: теоретические модели и причины феномена / Е.И. Гринь // Человек. Сообщество. Управление. 2009. – № 4 (73). – С. 68–75.
  7. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин М.: Эксмо, 2007. – 411 с.