Влияние занятий флорболом на развитие психической сферы детей с интеллектуальными нарушениями

ˑ: 

Герасимов Е.А.1
Кандидат педагогических наук, доцент Парфенова Л.А.1
Цухлов Н.А.1
1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

Цель исследования – оценка влияния занятий флорболом на развитие психической сферы детей с интеллектуальными нарушениями.
Методика и организация исследования. Для определения влияния занятий спортом на психофизиологические качества изучены показатели ПЗМР у трех групп школьников. Первая: нормотипичные дети, вторая и третья группы – это подростки с ментальными особенностями в развитии, но одни из них регулярно занимаются спортом, а вторые посещают лишь уроки физической культуры. Все участники были разделены на две группы – экспериментальную и контрольную. В занятия ЭГ (n=21) были внедрены средства флорбола, другая (КГ, n=21) занималась по обычной программе физической культуры.
Результаты исследования и выводы. По результатам исследования был выявлен прирост показателей ПЗМР с 457,2±23,6 мс до 302,4±19,1 мс в группе детей, занимающихся по экспериментальной методике. Школьники, которые занимались по стандартной программе по физической культуре, показали средний результат в 455,8±22,3 мс после девяти месяцев занятий. При этом их показатели остались практически на прежнем уровне (458,3±24,2 мс). Авторами делается вывод о том, что влияние спортивных занятий на улучшение психофизиологических показателей школьников с особенностями интеллектуального развития актуализирует задачу более активного включения элементов флорбола в уроки по адаптивной физической культуре. Данная спортивная технология является доступной как в содержательном, так и в материально-техническом плане и может быть рекомендована к внедрению в процесс адаптивного физического воспитания в специальной школе.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, школьники с интеллектуальными нарушениями, простая зрительно-моторная реакция, флорбол.

Литература

  1. Алексеева А. М. Социально-­психологическая адаптация и особенности интеллектуального развития детей с различными формами дизонтогенеза / А. М. Алексеева, М. Н. Ильина, О. Ю. Щелкова // Вестник ЮУрГУ. – 2012. – № 31. – С. 64–71.
  2. Алентьева Е. А. Особенности развития психических процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии / Е. А. Алентьева // Проблемы педагогики. – 2017. – № 3. – С. 37–43.
  3. Глазкова Г. Б. Методические особенности организации физкультурно-­спортивной деятельности детей с нарушениями интеллекта / Г. Б. Глазкова, Л. А. Парфенова, Н. Г. Ефремова, А. Г. Черенщиков // Культура физическая и здоровье. – 2021. – № 4 (80). – С. 130–134.
  4. Парфенова Л. А. Влияние занятий флорболом на выполнение школьниками с интеллектуальными нарушениями нормативов испытаний Всероссийского физкультурно-­спортивного комплекса ГТО для инвалидов / Л. А. Парфенова, Е. А. Герасимов, Е. В. Макарова // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 4. – С. 59–61.
  5. Парфенова Л. А. Инклюзивные технологии физкультурно-­спортивной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями / Л. А. Парфенова, Е. А. Герасимов // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 1. – С. 13.