Субъективные оценки тренеров Китая: сложности технических приемов в баскетболе

ˑ: 

Аспирант Ованесян И.С.1
Кандидат технических наук Корольков А.Н.1
Ч.Чжан1
1Московский государственный областной университет, Мытищи, Московская область

Цель исследования – осуществить классификацию технических приемов и способов в баскетболе и ранжировать их по сложности освоения.
Методика и организация исследования. В ходе эксперимента разработана опросная анкета по оценке сложности усвоения технических действий в 6-балльной интервальной шкале (оценка 6 соответствовала наибольшей сложности, а 1 – наименьшей). Был проведен опрос 29 тренеров по баскетболу из средних школ и университетов КНР, на основе их ответов было осуществлено ранжирование оценок сложности освоения технических действий по величинам медиан и квартилей оценок.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что, по мнению тренеров, наибольшие сложности в освоении вызывают такие действия, как дальние броски, перехваты, прорывы и подборы мяча. При этом эти же технические действия имеют наибольший разброс во мнениях тренеров.
С использованием факторного анализа выявлены четыре фактора сложности освоения технических действий. Осуществлена попытка содержательной интерпретации выявленных факторов.
Полученные результаты могут использоваться при планировании содержания тренировочных занятий по технической подготовке юных баскетболистов.

Ключевые слова: спорт, командные виды спорта, баскетбол, техническая подготовка, факторный анализ.

Литература

  1. Горлова Л. А. Обучение баскетболу студентов: учебное пособие / Л. А. Горлова, Е. Н. Каленик, В. А. Каширин // Ульяновский государственный университет. – Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2019. – 50 с.
  2. Железняк Ю. Д. Спортивные игры: техника, тактика обучения: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин и др.; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – М.: Академия, 2010. – с. 88.
  3. Колесникова Е. А. Баскетбол: Основы обучения: Учебно-­методическое пособие / Е. А. Колесникова, И. А. Ляшко, С. В. Литвинова и др. – 3‑е издание, переработанное и дополненное. – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2004. – 54 с.
  4. Кудрявцева О. В. Формирование технической подготовленности школьников как средство повышения эффективности процесса их физического воспитания / О. В. Кудрявцева, В. С. Беляев, А. Н. Корольков и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 11 (153). – С. 121–126.
  5. Кузьмина О. И. Учет нейродинамики и психомоторики юных баскетболисток 12–16 лет при формировании индивидуального стиля игровой деятельности / О. И. Кузьмина, Г. Н. Германов, М. В. Леньшина и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2015. – № 10 (128). – С. 241–247. – DOI 10.5930/issn.1994–4683. 2015. 10. 128. p. 241–247.
  6. Маньшин Б. Г. Техническая подготовка юных баскетболистов 12–13 лет с применением ментальных методов / Б. Г. Маньшин, Т. Н. Власенко, О. С. Крутских // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2022. – № 3 (205). – С. 252–257. – DOI 10.34835/issn.2308–1961. 2022. 3. p. 252–257.
  7. Сергазинова М. А. Обучение сложнокоординационным видам ведения мяча баскетболистов на этапе начальной подготовки / М. А. Сергазинова, Л. Н. Минина, Б. Е. Лосин и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 9 (199). – С. 261–265. – DOI 10.34835/issn.2308–1961. 2021. 9. p. 261–266.