Психологические механизмы увеличения мышечной доминанты академика А.А. Ухтомского

ˑ: 

Доктор медицинских наук, профессор Ананьев В.Н.1
Доктор медицинских наук, профессор Прокопьев Н.Я.2
Доктор медицинских наук, доцент Дуров А.М.2, 3
1Институт медико-биологических проблем РАН, Москва
2Тюменский государственный университет, Тюмень
3Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень

Цель исследования – изучить психологические механизмы увеличения физической работоспособности студентов.
Методика и организация исследования. Научная работа включала поверхностное гипнотическое внушение студентов юношеского возраста вузов г. Тюмени. Методом случайной выборки в спортивном зале проведено тестирование физической работоспособности у 75 студентов в период с 8 до 11 часов утра до и после внушения по степ тесту PWC170.
Результаты исследования и выводы. Доказано, что после внушения увеличение силы доминанты было в большей степени в мышцах, сжимающих кисть (сила увеличилась на 36,8%), физическая работоспособность по тесту PWC170 возросла лишь на 6,42% (то есть увеличилась в 5,73 раза меньше, чем сила кисти). Показано, что физическая работоспособность по тесту PWC170 после внушения увеличилась гораздо меньше, чем у мышц кисти, что мы связываем с гораздо большей массой мышц, работающих при тесте PWC170. Доказано, что увеличивать силу мышц более эффективно внушением и самовнушением и необходимо начинать с более мелких групп мышц, например, мышц кисти рук.

Ключевые слова: доминанта Ухтомского, студенты, силы кисти, PWC-170 работоспособность.

Литература

  1. Агаджанян Н. А. От учения П. К. Анохина о функциональных системах к современной интегративной экологии и медицине / Н. А. Агаджанян, Б. Н. Никитюк // Вестн Росс. Акад. мед. наук. 1999. – № 6. – С. 15–20.
  2. Базян А. С. Мотивация и эмоциональные состояния: структурные системные, нейрохимические, молекулярные и клеточные механизмы / А. С. Базян // Usp Fiziol Nauk. 2016 Январь-март; 47. – № 1. – С. 15–33.
  3. Говиндарадж Р. Йога и физические упражнения – обзор и сравнение / Р. Говиндарадж, С. Кармани, С. Варамбалли и др. // Int Rev Psychiatry. – 2016 Июнь; 28. – № 3. – С. 242–53.
  4. Графиня П. Вклад адаптации к запуску мотоблока и коактивации мышц во время усталости / П. Графиня, Дж. Летизи, Дж. де Лука, Дж. Си. Клайн // J Neurophysiol. 2018 Июнь 1; 119. – № 6. – С. 2186–2193.
  5. Кирзон М. В. Ухтомский – учитель (по воспоминаниям и письмам) / М. В. Кирзон // Научные доклады Высшей школы биологии. – 1991. – № 7. – С. 142–159.
  6. Маккомас А. Дж. Популяции двигательных единиц в здоровых и пораженных мышцах / А. Дж. Маккомас, В. Галеа, Х. де Брюин // Phys Ther. 1993 Dec;73. – № 12. – С. 868–877.
  7. Павлова Л. П. Отношения доминанты и оппонента в функции коры головного мозга: исследование ЭЭГ успеваемости на экзамене и стресса / Л. П. Павлова, Д. Н. Берлов, А. Курисмаа // AIMS Neurosci. 2017, 30 декабря; 5. – № 1. – С. 32–55.
  8. Патель-­Хурана Н. Номер двигательной единицы в малой лицевой мышце, расширитель / Н. Патель-­Хурана, Р. Ф. Фрегоси // Exp Brain Res. 2015 Oct; 233. – № 10. – С. 897–902.
  9. Саид С. А. Депрессия и тревожные расстройства: польза физических упражнений, йоги и медитации / С. А. Саид, К. Каннингем К., Р. М. Блох // Семейный врач. – 2019. – 15 мая; 99. – № 10. – С. 620–627.
  10. Судаков К. В. Результаты и перспективы развития теории функциональных систем / К. В. Судаков // Вестн Росс Акад. мед. наук. 2009. – № 8. – С. 3–11.
  11. Ухтомский А. А. Доминанта / А. А. Ухтомский. – Санкт-­Петербург. 2002. – 448 с.
  12. Шабанов П. Д. Нейрохимическая организация подкрепляющих систем мозга / П. Д. Шабанов, А. Д. Нозрачев, А. А. Лебедев и др. // Росс. Физиол. Ж. Им. И. М. Сеченова. 2000 Август; 86. – № 8. – С. 935–945.
  13. Шилько В. Г. Воспитание физических качеств средствами элементов спорта для организации деятельности человека в экстремальных условиях / В. Г. Шилько, Е. С. Потовская, Т. А. Шилько и др. // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 8. – С. 91–92.