Применение метода сопряженного воздействия в тренировочном процессе юных спортсменов в различных видах спорта

ˑ: 

Аспирант А.И. Ефимова1
Доктор педагогических наук, доцент Н.В. Пешкова1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – выявить особенности применения метода сопряженного воздействия в тренировочном процессе юных спортсменов в различных видах спорта.
Методика и организация исследования. Проанализированы подходы к определению сущности и содержания метода сопряженного воздействия и его использования в различных видах спорта.
Результаты исследования и выводы. В процессе проведенного анализа научно-методической литературы было выявлено, что метод сопряженных воздействий в настоящее время широко применяется в различных видах спорта. Однако требуются дальнейшие исследования, уточняющие технологию его использования с учетом специфики вида спорта и этапов подготовки спортсменов.

Ключевые слова: тренировочный процесс, сопряженный метод воздействия, юные спортсмены.

Литература

  1. Ботяев В.Л. Метод сопряженного воздействия в подготовке студентов на занятиях гимнастикой / В.Л. Ботяев, В.Н.  Бойко, М.С. Поздышева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 5 (135). – С. 28-32.
  2. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. – 1991. – № 2. – С. 24-30.
  3. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. – М.: Физкультура и Спорт, 2007. – 912 с.
  4. Гнездилов М.А. Целесообразность применения метода сопряженного воздействия в процессе подготовки баскетболистов в условиях вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4441–4445. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55153.htm.
  5. Гомельский А.Я. Метод сопряженных воздействий // Спортивные игры. – 1982. – № 3. – С. 8-11.
  6. Дементьева С.А. Факторы, определяющие необходимость сопряжения навыков стрельбы и гоночной выносливости у юных биатлонистов / С.А. Дементьева, И.В. Переверзева, А.В. Чернышева, О.И. Разумова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 12 (166). – С. 64-67.
  7. Денисов М.В. Сопряженный метод как фактор, способствующий оптимизации процесса совершенствования элементов техники волейбола / М.В. Денисов // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 4. – С. 40-41.
  8. Дьячков В.М. Методы совершенствования в технике движений квалифицированных спортсменов: пути спортивного мастерства / В.М. Дьячков. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 22 с.
  9. Кондыков А.В. Синхронизированная техническая и физическая подготовка юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В.  Кондыков. – СПб., 2022. – 28 с.
  10. Курносов К.В. Реализация принципа сопряженности в процессе спортивной подготовки в единоборствах / К.В. Курносов // Культура физическая и здоровье. – 2012. – №5(41). – С. 39-41.
  11. Романов М.И. Факторы, определяющие необходимость синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов / М.И.  Романов, А.И. Нечаев, А.А. Колодовский, А.А. Фомичев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – №  3 (193). – С. 382-384.
  12. Совершенствование технического мастерства спортсменов (Педагогические проблемы управления) / Под общ. ред. В.М. Дьячкова. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 231 с.