Когнитивная модель «Саморегуляция спортивной деятельности»

ˑ: 

Кандидат технических наук, доцент В.А. Маренко1
Кандидат биологических наук Ю.А. Елохова2
Кандидат педагогических наук О.Н. Лучко3
Кандидат педагогических наук Т.В. Колтошова4
1Институт математики имени С.Л. Соболева СО РАН, Новосибирск
2Омский государственный аграрный университет, Омск
3Омская гуманитарная академия, Омск
4Омский государственный технический университет, Омск

Цель исследования – научное обоснование когнитивной модели саморегуляции спортивной деятельности.
Методика и организация исследования. Построена когнитивная модель в виде орграфа, вершинами которой являются концепты предметной области «Спорт», а дугами – причинно-следственные связи между ними. Взаимосвязи между факторами определены с применением экспертных рассуждений. Целевым фактором исследования выбран фактор «саморегуляция спортивной деятельности», которая рассматривается как свойство, позволяющее сохранять внутреннюю стабильность спортсмена путем компенсации влияния внешних воздействий. Затем проведен симплициальный анализ когнитивной модели для выявления неявных связей между факторами. Установлено, что существенными являются факторы «адаптивные стратегии» в экстремальных ситуациях и «стрессоустойчивость», которые позволяют эффективно управлять целевым фактором.
Результаты исследования и выводы. В ходе имитационного эксперимента наблюдались изменения состояний саморегуляции спортсмена при различных условиях. Показано, что при имитации увеличения психофизиологических нагрузок, ухудшения формирования адаптивных стратегий и возрастания риска декомпрессионной болезни целевой фактор «саморегуляция спортивной деятельности» возрастает по сравнению с первоначальными условиями эксперимента.

Ключевые слова: когнитивная модель, имитационный эксперимент, саморегуляция спортивной деятельности, дайвинг.

Литература

  1. Аикин В. А. Особенности альфа-­ритма головного мозга у подростков, занимающихся дайвингом / В. А. Аикин, Ю. А. Елохова, С. К. Поддубный // Омский научный вестник. – 2012. – № 2 (80). – С. 92–96.
  2. Бабич О. М. Методы саморегуляции и психологической разгрузки: Рабочая тетрадь для вузов / О. М. Бабич. – Воронеж.: Воронежский ГУ, 2008. – 40 с.
  3. Бодров В. А. Психологический стресс и адаптация человека / В. А. Бодров // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2005. – № 3. (32). – С. 19–24.
  4. Зверев Д. П. Состояние функций организма человека при многократных гипербарических воздействиях: дис. … канд. мед. наук / Д. П. Зверев. – СПб., 2011. – 206 с.
  5. Ильин Е. П. Психология спорта: монография / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. 352 с.
  6. Кутбиддинова Р. А. Психология стресса (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции): Учебно-­методическое пособие / Р. А. Кутбиддинова. – Южно-­Сахалинск: СахГУ, 2019. – 124 с.
  7. Лучко О. Н. Когнитивное моделирование как инструмент поддержки принятия решений: монография / О. Н. Лучко, В. А. Маренко. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. – 118 с.
  8. Яковлева И. В. Диагностика психологических и поведенческих особенностей спортсменов в процессе обучения дайвингу / И. В. Яковлева, А. М. Масиянская // Ученые записки СПбГИПСР. – 2016. – Вып. 2. – Т. 26. – С. 13–20.