Особенности влияния фактора внутренней агрессии на социализацию спортсменов после завершения карьеры

ˑ: 

Кандидат педагогических наук С.В. Скрыгин1
Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Галочкин1
Кандидат педагогических наук А.Л. Юрченко1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Ануров1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Цель исследования – определение уровня агрессивности спортсменов различной специализации, завершивших карьеру, как фактора их асоциализации.
Методика и организация исследования. В научном изучении приняли участие 55 бывших спортсменов (2 МСМК, 17 МС, 20 КМС и 16 перворазрядников). Все испытуемые прошли тестирование по методике Л.Г. Почебут для определения уровня и направленности агрессии [4]. На основании полученных данных определялись коэффициенты корреляции между переменными агрессии и видом спортивной деятельности, а также процент бывших спортсменов различной специализации с высоким и средним уровнями агрессивности.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что агрессивное поведение в большей степени свойственно бывшим спортсменам циклических видов спорта. Для сложнокоординационных видов спорта, единоборств и спортивных игр агрессивность не является доминирующим способом поведения в процессе достижения поставленной цели. Необходима организация грамотного психологического сопровождения тренерами и специалистами для спортсменов циклических видов спорта, что поможет снизить вероятность фрустрационных явлений у последних на протяжении карьеры и после ее завершения.

Ключевые слова: уровень агрессивности, виды спорта, асоциализация спортсменов.

Литература

  1. Бутова Е. С. Проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения карьеры / Е. С. Бутова, Л. М. Демьянова // Наука без границ. – 2018. – № 5 (22). – С. 122–124.
  2. Кролевец Ю. Л. Многофакторность социального поведения в современном обществе: монография / Ю. Л. Кролевец, С. В. Скрыгин. – М.: Русайнс, 2021. – 186 с.
  3. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева [и др.]; под ред. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – 463 с.
  4. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие / Л. Г. Почебут. Санкт-­Петербург: Питер, 2012. – 336 с.
  5. 5. Скрыгин С. В. Сoвременнoе нравственнoе вoспитание на oснoве oпыта христианскoй педагoгики: монография / С. В. Скрыгин, В. Л. Ануров. – М.: Русайнс, 2020. – 167 с.
  6. Скрыгин С. В. Особенности психологических взаимоотношений преподавателей физической культуры в вузе / С. В. Скрыгин, А. Л. Юрченко // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 3. – С. 53–55.
  7. Скрыгин С. В. Формирование нравственных убеждений у спортсменов в процессе тренировочной деятельности [Электронный ресурс] / С. В. Скрыгин // Электронный научный журнал. – 2017. – № 3. – Ч. 2. – С. 323–328.
  8. Хорунжий А. Н. К проблеме социальной адаптации высококвалифицированных спортсменов / А. Н. Хорунжий // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 5. – С. 42–44.