Влияние баскетбола 3x3 на развитие двигательных и когнитивных способностей студенческой молодежи

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Фокин2
Кандидат педагогических наук, доцент И.Ю. Пугачев1
Кандидат психологических наук Ф.Ф. Костов2
Доктор педагогических наук, профессор П.В. Станкевич2
1Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов
2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Цель исследования – определение эффективного развития двигательных и когнитивных способностей студенческой молодежи средствами баскетбола 3x3.
Методика и организация исследования. В эксперименте было задействовано 16 обучающихся факультета физической культуры и спорта в ТГУ им. Г. Р. Державина, перманентно занимающихся баскетболом 3x3. В работе применялись следующие методы: «сжатия информации»; педагогическое наблюдение; тестирование; математико-биометрический анализ. Исследовалась степень дееспособности моторных проявлений (выносливости, быстроты и координации) и умственного потенциала (тест прогрессирующей матрицы Равена).
Результат исследования и выводы. Применение инструментария статистической биометрии программы SPSS, в частности метода «просеивания», основанного на линейной математико-биологической взаимосвязи переменных множественной и частной корреляции, позволило определить паритетный объем процентного вклада баскетбола 3x3 и избранных вариаций спорта в общем контенте репродукции моторного и интеллектуального потенциала обучающихся. Верифицировано эффективное воздействие средств баскетбола 3x3 на достоверное преимущественное развитие анаэробно-аэробных двигательных способностей у сложившейся выборки студентов Тамбовского региона, а также когнитивно-интеллектуальных возможностей по матрице нарастающей сложности Равена.

Ключевые слова: баскетбол 3x3, студенческая молодежь, двигательные и когнитивные способности, спортивно-массовые мероприятия, математико-биометрический анализ.

Литература

  1. Андрианова Р. И. Тенденции развития баскетбола 3х3 и его принципиальные отличия от баскетбола / Р. И. Андрианова, М. В. Леньшина // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2021. – № 11. – С. 163–165.
  2. Костов Ф. Ф. Коррекция физической работоспособности занимающихся физической культурой и спортом: монография / Ф. Ф. Костов, Г. Н. Пономарев, П. В. Родичкин. – Санкт-­Петербург: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2022. – 219 с.
  3. Овчинников В. П. Базовые и новые виды физкультурно-­спортивной деятельности: баскетбол: учебное пособие для СПО / В. П. Овчинников, А. М. Фокин, Л. Н. Шелкова и др. – Санкт-­Петербург: Лань, 2023. – 180 с.
  4. Пугачев И. Ю. Применение авторского принципа «сжатия информации» для эффективной реализации конкурентоспособности спортсменов высокого класса и спортивного резерва спортивной подготовки / И. Ю. Пугачев // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2019. – № 1. – С. 295–297.
  5. Пугачев И. Ю. Управление состоянием соревновательной готовности высококвалифицированных баскетболистов в процессе многолетней спортивной подготовки / И. Ю. Пугачев, М. А. Зимин, В. Б. Парамзин, С. В. Разновская // Современный ученый. – 2022. – № 4. – С. 207–213.
  6. Родичкин П. В. Применение методики соревновательной игровой направленности на занятиях по физической культуре у студентов вузов / П. В. Родичкин, О. П. Степченкова, А. М. Фокин // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 11. – С. 62–64.
  7. Фокин А. М. Оценка двигательной активности студентов института физической культуры и спорта / А. М. Фокин, Л. Н. Шелкова, А. В. Цыганкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61–2. – С. 209–213.
  8. Фокин А. М. Мониторинг функционального состояния баскетболистов 15–17 лет в соревновательном периоде / А. М. Фокин, С. Л. Фетисова, С. В. Билан // Физическая культура в образовании: состояния и перспективы развития: Матер. межвузовской науч.-практ. конф. «Герценовские чтения» посвященной 70‑летию факультета физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-­Петербург, 26 апреля 2016 года. – Санкт-­Петербург: Р КОПИ, 2016. – С. 201–205.