Результативность как основа целенаправленного поведения

ˑ: 

Кандидат медицинских наук, доцент Е.Г. Ионкина1
Кандидат биологических наук Е.В. Никенина1
Кандидат физико-математических наук, доцент А.В. Колчин2
Ш.Г.И. Ибраимов1
Кандидат биологических наук, профессор Д.С. Мельников3
1Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), Москва
2Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва
3Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – оценить результативность поступления студентов на специализированный факультет университета с учетом их мотивации на будущую профессиональную деятельность.
Методика и организация исследования. Изучение осуществлялось на основании результатов конкурсного отбора 251 студента в период с 1996 по 2000 г. Для отбора лучших из наиболее мотивированных на будущую деятельность студентов на конкурсные испытания допускались студенты 2-го и 3-го курсов специализированных вузов РФ с высокими учебными результатами.
Результаты исследования и выводы. Доминирующая учебная мотивация, отражающая интеллектуальную подготовку студента, его успешность в усвоении фундаментальных дисциплин, является ведущей в результативности поступления на специализированный научно-исследовательский факультет. В то же время творческие способности студента являются важной, однако, независимой характеристикой личности. Таким образом, эмоционально окрашенная мотивация является основой результативности поведенческого акта.

Ключевые слова: мотивация, поведенческий акт, точный критерий Фишера.

Литература

  1. Анохин П.К. Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики / П.К. Анохин // Биологические основы кибернетики: Сб. науч. тр. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 74-91.
  2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1968. – 546 с.
  3. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1980. – 196 с.
  4. Гланц С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц. – М.: Практика, 1998. – 459 с.
  5. Ионкина Е.Г. О кибернетической основе теории функциональных систем в физиологии / Е.Г. Ионкина // Обозрение прикл. и промышл. матем. – 2017. – Т. 24. – №1. – С. 64–66.
  6. Крамер Г. Математические методы статистики / Г. Крамер. – М.: Мир, 1975. – 648 с.
  7. Орлов Ю.М. Методические указания к составлению экзаменационных тестов по фундаментальным дисциплинам в медицинском институте / Ю.М. Орлов, З.П. Козловская. – М.: Учебно-методический центр I ММИ, 1984. – 35 с.
  8. Симонов П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. – М.: Наука, 1981. – 214 с.
  9. Симонов П.В. Мотивационный мозг / П.В. Симонов. – М.: Наука, 1987. – 237 с.
  10. Судаков К.В. Общая теория функциональных систем / К.В. Судаков. – М.: Медицина, 1984. – 224 с.
  11. Судаков К.В. Развитие теории функциональных систем / К.В. Судаков // Избранные труды: Т.1. – М.: НИИ нормальной физиологии РАМН, 2007. – 343 с.
  12. Фишер Р.А. Статистические методы для исследователей / Р.А. Фишер. – М.: Госстатиздат, 1958. –267 с.
  13. Fisher R. A. Statistical Methods, Experimental Design, and Scientific Inference.  Oxford: Oxford Univ. Press, 1990. 870 p.