Отличительные особенности проявления физических качеств старшеклассниц в зависимости от их морфофункционального типа

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Г.А. Гилев1, 2
ORCID 0000-0002-8906-1568
Доктор педагогических наук, профессор Ч.Т. Иванков1
М.А. Комлев2
В.В. Беляев3

Кандидат педагогических наук Е.А. Зубко3
1Московский педагогический государственный университет, Москва
2Московский политехнический университет, Москва
3Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Москва

Цель исследования – выявить различия в проявлении физических качеств у старшеклассниц астено-торакального (АТ) и мышечно-дигестивного (МД) соматотипов в период их обучения в 9-11 классах.
Методика и организация исследования. В испытании приняли участие девушки основной медицинской группы, не занимающиеся в спортивных секциях, из них 53 старшеклассниц астенического типа (26 человек) и торакального типа (27 девушек) были объединены и составили группу АТ типа. Подобным образом 45 их одноклассниц составили группу МД соматотипа, в которой 22 девушки мышечного и 23 старшекурсницы дигестивного типа. Тестирование физической подготовленности и антропометрия проводилось в начале и в конце каждого учебного года.
Результаты исследования и выводы. Анализ полученных результатов продемонстрировал преобладание в структуре развития физической подготовленности у девушек АТ типа телосложения качества выносливости, а для школьниц МД типа телосложения ведущими физическими качествами являются силовые, скоростно-силовые способности и гибкость. Это указывает на целесообразность проведения раздельных в рамках школьного расписания учебно-тренировочных занятий с девушками старших классов астено-торакального и мышечно-дигестивного типов телосложения.

Ключевые слова: старшеклассницы, антропометрия, физические качества, типы телосложения, процесс физического воспитания.

Литература

  1. Андреенко Л. И. Дифференцированный подход в зависимости от типов телосложения девочек-­подростков / Л. И. Андреенко, Н. Т. Белякова // Физкультура в школе. – 2001. – № 6. – С. 48–51.
  2. Антонова О. А. Возрастная анатомия и физиология / О. А. Антонова. – М.: Высшее образование, 2006. – 192 с.
  3. Жуков О. Ф. Учет индивидуально-­типологических особенностей в процессе физического воспитания школьников / О. Ф. Жуков, В. А. Гончаров, Н. Ю. Глухова // Вестник спортивной науки. – 2008. – № 4. – С. 65–69.
  4. Левушкин С. П. Физическая подготовка школьников 7–17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы / С. П. Левушкин. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2006. – 232 с.
  5. Левушкин С. П. Проблема оптимизации физического состояния школьников средствами физического воспитания / С. П. Левушкин, В. Д. Сонькин // Физиология человека. – 2009. – Т. 35. – № 1. – С. 67–74.
  6. Лубышева Л. И. Концепция спортивного образования в старшей школе / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 2. – С. 2–4.
  7. Матвеев А. П. Физическая культура. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2019. – 319 с.
  8. Штефко В. Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов / В. Г. Штефко, А. Д. Островский. – М.-Л.: Гос. мед. издат., 1929. – 79 с.