Использование телесно-ориентированных физических упражнений для формирования профессионального самосознания студентов психолого-педагогических направлений

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент Д.Н. Мальцев1
Доктор педагогических наук, профессор Н.В. Котряхов2
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Сахаров2
И.В. Мальцева2

1Кировский государственный медицинский университет, Киров
2Вятский государственный университет, Киров

Цель исследования – оценить влияние телесно-ориентированных физических упражнений на формирование компонентов профессионального самосознания студентов психолого-педагогических направлений.
Методика и организация исследования. В основе формирования профессионально-ориентированной среды обучения студентов заложена концепция, направленная на развитие когнитивного, мотивационного, эмоционального и операционального компонентов в структуре профессионального самосознания. На занятиях по физической культуре студентов психолого-педагогических направлений Вятского государственного университета и Кировского государственного медицинского университета в течение учебного года применялись комплексы телесно-ориентированных физических упражнений. Предложены педагогические критерии оценки сформированности профессионального самосознания студентов. В исследовании приняли участие 100 студентов по психолого-педагогическим направлениям (50 в контрольной и 50 в экспериментальной группе) вторых курсов.
Результаты исследования и выводы. Результаты сравнительной оценки уровня сформированности компонентов профессионального самосознания продемонстрировали более высокие показатели в экспериментальной группе.
Включение в содержание учебных занятий по физической культуре телес­но-ориентированных физических упражнений способствует развитию когнитивного, мотивационного, эмоционального и операционального компонентов профессионального самосознания и может использоваться для создания профессионально-ориентированной среды обучения студентов.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, телесно-ориентированные упражнения, студенты, самопознание, самоактуализация, самопонимание, саморегуляция.

Литература

  1. Борозинец Н. М. Профессиональное самосознание: структура и содержание / Н. М. Борозинец // Вестник университета. – 2013. – № 23. – С. 228–232.
  2. Ибрагимов М. М. Философия спорта как новый антропологический проект: монография / М. М. Ибрагимов. – К.: НУФВСУ, Изд-во «Олимп. лит.», 2014. – 296 с.
  3. Лубышева Л. И. Философские этюды к пониманию кинестезы / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 1. – С. 95.
  4. Мальцев Д. Н. Классификация телесно-­ориентированных физических упражнений в рамках системы физической культуры / Д. Н. Мальцев, И. В. Мальцева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2 (180). – С. 227–232.
  5. Новикова Е. В. К вопросу формирования профессионального самосознания личности студентов-­психологов / Е. В. Новикова // Вестник Донецкого педагогического института. – 2017. – № 1. – С. 213–222.