Повышение работоспособности обучающихся методом регламентированного управления дыханием

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор И.Н. Венедиктов1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Ярчиковская2
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Миронова2
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова3
Доцент С.М. Лукина2
1Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
3Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина

Цель исследования – экспериментальное подтверждение эффективности использования метода регламентированного управления дыханием для повышения работоспособности обучающихся.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 40 обучающихся Санкт-Петербургского государственного университета в возрасте 18-20 лет, осваивающих «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Обучающиеся были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 20 человек в каждой. Для определения эффективности использования экспериментального метода (регламентированного управления дыханием) в учебных занятиях по физической культуре были выбраны следующие методы исследования: тест умственной работоспособности и стрессоустойчивости (ТУРС), тест устойчивой работоспособности (ТУР), тест на VO2max, 12-минутный тест Купера.
Результаты исследования и выводы. Экспериментально доказано, что регламентированное управление дыханием позволяет задействовать не только мышцы грудной клетки, плеч, но и живота, а также диафрагму, что способствует восстановлению техники дыхания и увеличению производительности бронхолегочного аппарата.

Ключевые слова: обучающиеся, работоспособность, физическая культура, регламентированное управление дыханием, дыхательные упражнения.

Литература

  1. Григорьев В. И. Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы / В. И. Григорьев, О. В. Миронова, А. В. Токарева и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2016. – № 2. (132). – С. 67–71.
  2. Григорьев В. И. Особенности проявления физических способностей и физического развития студентов / В. И. Григорьев, В. Г. Кривощеков, А. М. Фофанов, О. В. Миронова, А. В. Шаронова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10 (176). – С. 107–110.
  3. Дементьев К. Н. Комплекс ГТО как мобилизационный инструмент капитализации человеческих ресурсов / К. Н. Дементьев, О. В. Миронова, В. И. Григорьев, О. В. Пристав // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 9. – С. 39–42.
  4. Коваль Т. Е. Место дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах / Т. Е. Коваль, Л. В. Ярчиковская, С. М. Лукина, О. Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 10. – С. 35–37.
  5. Лешева Н. С. Фитнес-­аэробика как элемент общефизической и психоэмоциональной подготовки квалифицированных студенток-­баскетболисток / Н. С. Лешева, В. И. Григорьев, О. В. Миронова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 10 (183). – С. 215–217.
  6. Милодан В. А. Применение регламентированного, экономичного дыхания для повышения работоспособности в длительных циклических нагрузках // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2009. – № 8 (54). – С. 86–89.
  7. Миронова О. В. Программа тренировок для девушек-­перво­курс­ниц, осваивающих раздел самостоятельной работы дисциплины «Физическая культура и спорт» / О. В. Миронова, К. В. Булавченко, А. В. Шаронова и др. // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 12. – С. 82–84.
  8. Москаленко И. С. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / И. С. Москаленко, Л. В. Ярчиковская, А. В. Токарева, О. В. Миронова, А. Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 9. – С. 12–15.
  9. Токарева А. В. Педагогическая технология формирования базовых адаптивных установок будущих специалистов в вузе на примере подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / А. В. Токарева // Санкт-­Петербургский государственный университет Государственной противопожарной службы МЧС России. – Санкт-­Пе­тер­бург, 2014. – 172 с.
  10. Токарева А. В. Изменение работоспособности в зависимости от способа выполнения общеразвивающих упражнений / А. В. Токарева // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 8 (28). – С. 28.
  11. Ярчиковская Л. В. Повышение эффективности оздоровительных программ при использовании в них дыхательных упражнений / Л. В. Ярчиковская, Т. Е. Коваль, С. М. Лукина, А. В. Токарева // В сборнике: Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития. Матер. Всероссийской науч.-практ. конф. – 2017. – С. 306–311.