Влияние скоростных способностей пловцов-подводников на спортивный результат

ˑ: 

Профессор И.А. Толстопятов1
Кандидат педагогических наук Е.Н. Коноплева1
Е.В. Реди1
А.Н. Лисовик1
Г.Н. Бортникова1

1Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск

Цель исследования – определить влияние скоростных способностей пловцов-подводников на спортивный результат.
Методика и организация исследования. В научной работе принимали участие спортсмены-подводники в возрасте 13-15 лет (10 девочек, 10 мальчиков). Все спортсмены занимаются в спортивной школе МАУ СШОР «Спутник» (г. Красноярск) и имеют спортивный разряд не ниже третьего взрослого. Исследование проводилось на спортивной базе СК «Авангард», в период с сентября 2021 по декабрь 2022 г. оценивались скоростные способности спортсменов по результатам сдачи контрольных нормативов на суше и на воде.
Результаты исследования и выводы. Как показали полученные данные, спортсмены, способные с места разогнать себя до максимальной скорости за наименьшее время, показывают лучший спортивный результат на дистанции 50 м. Пловцы, способные как можно дольше держать максимальную скорость на протяжении всей серийной работы спринтерских симуляторов, показывают лучший спортивный результат на дистанции 100 м. Выявлено, что среди девочек и мальчиков сильную степень зависимости со спортивным результатом имеет серийная работа четыре раза по 15 м на финиш (максимально). Используя данные о зависимости спортивного результата от уровня развития скоростных способностей спортсменов-подводников, тренер может правильно выстроить тренировочный процесс, как на суше, так и на воде, что в дальнейшем приведет к росту спортивных результатов.

Ключевые слова: скорость, подводный спорт, дистанция, соревнования, пловец-подводник, спортивная техника.

Использованная литература

  1. Булгакова Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н. Ж. Булгакова. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 243 с.
  2. Валеев А. М. Влияние мышечных тренировок плаванием на развивающийся организм / А. М. Валеев // Теория и практика физической культуры. 2009. – № 10. – С. 20–22.
  3. Викулов А. Д. Плавание: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Д. Викулов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 367 с.
  4. Костикова С. Д. Выявление спортивно одаренных детей для занятий спортивным плаванием / С. Д. Костикова // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. – 2014. – Т. 1. – № 1. – С. 88–91.
  5. Костючик И. Ю. Развитие скоростных качеств у юных пловцов // В сборнике: Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта Сборник статей и тезисов международной научно-­практической конференции / И. Ю. Костючик. – Ишим, 2013. – С. 180–184.
  6. Крылов А. И. Плавание в физическом воспитании школьников / А. И. Крылов, С. В. Кононов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2006. – № 20. – С. 17–20.
  7. Логинов С. И. Влияние регулярных занятий плаванием на физическое развитие детей: (исслед. в рамках разраб. мед.-биол. паспорта здоровья юного спортсмена) / С. И. Логинов // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 6. – С. 89–93.
  8. Морозов С. Н. Оценка состояния физической подготовленности пловцов-­спринтеров и стайеров в системе управления тренировочным процессом: учеб. пособие для институтов физической культуры / С. Н. Морозов. – М., 1983. – 65 с.
  9. Платонов В. Н. Сильнейшие пловцы мира: Методика спортивной тренировки / В. Н. Платонов, С. Л. Фесенко. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 304 с.