Повышение эффективности атакующих действий игрока с амплуа «доигровщик» в волейболе

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Н.В. Луткова1
Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров1
Кандидат медицинских наук, доцент В.Ф. Лутков1
Кандидат педагогических наук, профессор Л.А. Егоренко1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – разработать средства совершенствования нападающего удара у игрока с амплуа доигровщика в команде квалифицированных волейболистов.
Методика и организация исследования. В качестве методов эксперимента использовались: педагогическое наблюдение с использованием компьютерной программы Data Volley 2017 (codes Russian), фиксировались технико-тактические действия в атаке с помощью кодов; спортивно-педагогическое тестирование; опрос тренеров; педагогический эксперимент.
Результаты исследования и выводы. Определено, что разработку средств тренировки игрока с амплуа доигровщик целесообразно осуществлять в виде четырех блоков заданий, предусматривающих структурно-логические блок-схемы игровых действий и учитывающих основные цепочки действий и переключений, к которым относятся: подача противника, прием подачи – нападающий удар; подача противника, прием подачи – страховка нападающего удара; подача противника, прием подачи – доигровка плохого приема; подача противника, прием подачи – блок (защита) встречного удара. Установлено, что применение разработанных заданий позволяет повысить эффективность выполнения нападающего удара игроком доигровщиком в соревновательной деятельности (показатель до эксперимента 30,77±0,66%, после 35,86±0,58% соответственно).

Ключевые слова: волейбол, игрок с амплуа доигровщик, блок-схемы игровых действий, нападающий удар, средства тренировочного процесса.

Литература

  1. Колесников М. Б. Методика формирования личностного компонента для повышения эффективности технико-­тактических действий квалифицированных волейболисток / М. Б. Колесников, В. Д. Гетьман, Ю. М. Макаров, Н. В. Луткова, К.С.Соломенина // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 9. – С. 70– 72.
  2. Марков К. К. Техника современного волейбола: монография / К. К. Марков. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 220 с.
  3. Марков К. К. Психолого-­педагогические основы тренерской деятельности: монография / К. К. Марков. – Красноярск: КГПУ, 2007. – 200 с.
  4. Николаева И. В. Современное состояние проблемы совершенствования защитных действий в волейболе / И. В. Николаева, Ю. В. Шиховцов, Ю. В. Кудинова, Ю. Ю. Карева // Научно-­методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1366–1370.
  5. Nixon J., Locke L. Research on teaching physical education. Second handbook of research on teaching. Chicago: Rand-McNally. 1973. pp.1210-1242.