Дифференцирование условий проведения подвижных игр для детей с различной степенью выраженности двигательных нарушений

ˑ: 

Кандидат педагогических наук Е.В. Наумова1
Кандидат педагогических наук И.С. Мальцева1
А.В. Виноградова1
Д.Е. Берестова1

1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский

Цель исследования – дифференцирование условий проведения подвижных игр в процессе адаптивного физического воспитания детей с ДЦП с разной степенью выраженности двигательных нарушений.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе ФГБОУ ВО «Чайковская государственная академия физической культуры и спорта» с сентября по декабрь 2021 года. Были организованы внеурочные занятия по адаптивному физическому воспитанию для детей с ДЦП. Основное содержание занятий составляли коррекционные подвижные игры. В качестве испытуемых участвовали 16 детей с ДЦП в возрасте от 3 до 12 лет разной степени тяжести.
Перед началом занятий была проведена первичная диагностика детей по следующим шкалам: определение нарушений глобальных моторных функций (GMFCS); нарушение функций рук и мануальных навыков MACS; нарушение коммуникативных функций (CFCS); определение мобильности ребенка (FMS). По результатам диагностики всех детей разделили на три группы, в зависимости от выраженности двигательных нарушений.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе первичной диагностики были подобраны условия проведения подвижных игр, которые адаптировались в зависимости от степени выраженности двигательных нарушений у детей. Дифференцированию подвергались следующие компоненты: исходное положение, вид передвижения в игре, дозировка, роль ребенка в игре. За период эксперимента статистически достоверные изменения произошли у детей 3-й группы по показателям: мелкая моторика, согласованность движений, спастичность мышц.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, адаптивное физическое воспитание, подвижные игры.

Литература

  1. Аксенов А. В. Инклюзивное физическое воспитание детей младшего школьного возраста / А. В. Аксенов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2016. – № 3 (133). – С. 17–21.
  2. Батищева Л. Д. Особенности развития координационных способностей детей с ДЦП. / Л. Д. Батищева, М. И. Евстигнеева, Л. Е. Деньгова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 5 (195). – С. 37–42.
  3. Максимова С. Ю. Методика адаптивного физического воспитания детей 5–6 лет с нарушениями опорно-­двигательного аппарата на основе дифференцированного подхода / С. Ю. Максимова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – № 6 (1). – С. 46–50.
  4. Нарзулаев С. Б. Подвижные игры в системе реабилитации детей с детским церебральным параличом / С. Б. Нарзулаев, Н. А. Петухов, Р. А. Пивоваров // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 2. – С. 285–290.
  5. Рышкова Л. М. Реабилитационные возможности игры в работе социального педагога с детьми с особыми потребностями / Л. М. Рышкова // Специальное образование. – 2014. – № II (X). – С. 258–260.