Современная специфика организации учебного процесса по прикладной физической культуре в вузе

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор И.П. Зайцева
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль

Цель исследования – рассмотреть проблемные аспекты и пути их решения в вопросах организации учебного процесса по дисциплине «Прикладная физическая культура» (элективные дисциплины), реализация которой осуществляется в соответствии с требованиями действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
Методика и организация исследования. В ходе изучения проведен анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; осуществлено обобщение педагогического опыта; изучены данные социологического опроса студентов о самостоятельных занятиях по прикладной физической культуре студентов 1-3-го курсов всех факультетов и разных специальностей ЯрГУ им. П.Г. Демидова.
Результаты исследования и выводы. Автором отмечается, что право образовательных организаций на самостоятельное решение по реализации программ физической культуры и спорта послужило поводом к распределению часов не на обязательные занятия, а на самостоятельную работу студента. Это приводит к тому, что студенты не занимаются, и только небольшой их процент продолжает во время учебы регулярно посещать спортивные секции. В качестве других проблемных аспектов автор приводит неудобное расписание занятий, отсутствие материально-технических возможностей создания необходимого количества секций по видам спорта. В качестве выводов автором предлагаются пути решения проблемы систематических занятий физической активностью студентами вуза.

Ключевые слова: федеральный государственный стандарт высшего образования, прикладная физическая культура (элективные дисциплины), учебные программы, практические занятия, здоровье студентов.

Литература

  1. Агеевец А. В. Физическая культура в зеркале развития образовательных стандартов / А. В. Агеевец, В. Ю. Ефимов-­Комаров, Л. Б. Ефи­мо­ва-­Ко­ма­ро­ва // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2016. – № 2 (132). – С. 8–20.
  2. Агеевец А. В., Ефимов-­Комаров В.Ю., Шепелева М. И. Проблемы планирования организации учебного процесса дисциплин по физической культуре в вузе. Перспективы, особенности, пути решения / А. В. Агеевец, В. Ю. Ефимов-­Комаров, М. И. Шепелева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 6 (148). – С. 9–16.
  3. Воронов Н. А. О последствиях перевода 38% очных занятий по прикладной физической подготовке в раздел самостоятельных занятий в системе дистанционного образования в условиях пандемии / Н. А. Воронов, С. В. Новожилова // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: XV Всероссийская науч.-метод. конф. – 28–29 марта 2022 г., Ярославль. – С. 57–60.
  4. Листкова М. Л. Самостоятельные занятия студентов физической культурой в структуре физического воспитания вуза / М. Л. Листкова // Ж. Педагогико-­психологические и медико-­биологические проблемы физической культуры и спорта. – Т. 14. – № 4. – 2019. – С. 87–92.
  5. Минобрнауки России от 30.05.2012 № МД‑583/19 О методических рекомендациях Медико-­педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья //sudact.ru/law/pismo-­minobrnauki-rossii-ot‑30052012‑n-md‑58319/.
  6. Щекотихин М. Ю. Система планирования учебного процесса по дисциплинам физическая культура и прикладная физическая культура в вузе, как необходимое условие решения образовательных и воспитательных задач, рационального использования спортивных объектов. / М. Ю. Щекотихин // Международная научно-­практическая конференция «Наука, спорт, туризм», 25–26 февраля 2017 г. – Орел. – С. 221–225.