Самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей 5-10 лет в пространстве двора

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина1
Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина1
Кандидат педагогических наук, доцент К.Е. Панасенко1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
2Белгородский юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина, Белгород

Цель исследования – оценить использование пространственной среды и приобретенного детьми в образовательных учреждениях двигательного опыта в самостоятельной двигательно-игровой деятельности.
Методика и организация исследования. Наблюдения проводились в выходные дни, осенью 2022 г. в г. Белгород, было охвачено 682 ребенка, из них 395 мальчиков и 287 девочек в возрасте 5-10 лет. Результаты наблюдений фиксировались в протоколе наблюдений. Для анализа полученных результатов было проведено ранжирование видов самостоятельной двигательной активности детей на прогулках во дворе.
Результаты исследования и выводы. Ограниченный двигательный опыт дошкольников, разрушение игрового пространства детства, исчезновение народных традиций организации двигательной деятельности снижают возможности передачи через время и пространство духовных ценностей и установок, национального опыта организации двигательно-игровой деятельности. Дети не осваивают порядок и правила социального поведения, межличностных взаимоотношений. И, как результат, – возникают проблемы социального развития личности, психоэмоционального напряжения, дезадаптации.

Ключевые слова: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, пространство двора, ранжирование (градация), дети 5-10 лет.

Литература

  1. Волошина Л. Н. Регулирование двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания в аспекте социологического анализа / Л. Н. Волошина, В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина, И. Г. Волошина // Теория и практика физической культуры. – М., 2020. – № 8. – С. 47–49.
  2. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3–7 лет. / Л. Н. Волошина, Т. В. Курилова. – Просвещение, 2021. – 64 с.
  3. Волошина Л. Н. Социально-­педагогические детерминанты развития двигательной активности растущего человека: монография / Под общей редакцией: Л. Н. Волошиной, В. Л. Кондакова, Е. Н. Копейкиной. – Белгород: Литературный караван, 2020. – 165 с.
  4. Волошина Л. Н. Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие / Л. Н. Волошина и др. – Воронеж: Черноземье. – 2017. – 52 с.
  5. Ефимова Е. А. О месте подвижных игр в жизни современных детей. / Е. А. Ефимова // Международный научно-­исследовательский журнал. – 2015. – № 11–4 (42). – С. 108–113.
  6. Серых Л. В. К проблеме позитивной социализации дошкольников в двигательно-­игровой деятельности / Л. В. Серых // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy /articles/k-probleme-­pozitivnoj-sotsializatsii-­doshkolnikov-v-dvigatelno-­igrovoj-deyatelnosti.html (дата обращения: 31.10.2020).
  7. Соловьев А. В. Социокультурная эволюция городского двора как общественного пространства / А. В. Соловьев // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2018. – № 2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-­evolyutsiya-gorodsk... (дата обращения: 02.03.2022).
  8. Филатова А. Ф. Современное игровое пространство детей: его издержки и опасности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2016. – № 2 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-­igrovoe-prostranstvo-­d... (дата обращения: 02.03.2022).
  9. Юный футболист. Парциальная образовательная программа: (дошкольная ступень образования, образовательная область «Физическое развитие») / Авторы-­составители: Л. Н. Волошина, М. Н. Гребцов, В. П. Старков, В. Н. Фатеев. – Белгород: Литературный караван, 2020. – 34 с.