Проектирование недельного режима двигательной активности школьников 5-6 классов на основе нормативных требований

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Н.И. Синявский1
Кандидат педагогических наук доцент А.В. Фурсов1
Аспирант Т.А. Елисеева1
А.И. Елисеев1, 2
1Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
2Средняя общеобразовательная школа № 26, Сургут

Цель исследования – оценить содержание недельной двигательной активности учащихся 5-6 классов и ее соответствие нормативным требованиям возрастной группы 13-15 лет.
Методика и организация исследования. В эксперименте принимали участие 300 обучающихся 5-6 классов в МБОУ СШ № 9 возрастной группы от 13 до 15 лет. В качестве нормативных требований были взяты нормативы ГТО и рекомендации к двигательному режиму. В ходе исследования проводился самоанализ содержания форм двигательной активности школьников, которые они выполняли в течение учебной недели.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что небольшое число учеников (17,6%) выполняют рекомендованную норму по двигательному режиму. Напротив, большая часть обучающихся (48,6%) занимается физическими упражнениями в малом объеме до 299 мин в неделю.
Как показало исследование, наряду с обязательными учебными занятиями большое значение имеет самостоятельная физическая активность. В этой связи планируется проведение научных работ, направленных на поиск путей эффективного управления процессом организации самостоятельных занятий с учетом индивидуальных особенностей развития обучающихся, подбора оптимальных средств физической активности, условий проведения занятий и т.д.

Ключевые слова: двигательная активность, школьники, режим, нормативные требования.

Литература

  1. Козлова С. Ю. Комплексный подход к процессу по физическому воспитанию и подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО обучающихся дошкольного и начального общего образования / С. Ю. Козлова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 6 (184). – С. 151–156.
  2. Левушкин С. П. Двигательная активность современных российских школьников. Результаты популяционного исследования / С. П. Левушкин, Л. В. Макарова, К. В. Орлов и др. // Спортивно-­педагогическое образование. – 2022. – № 4. – С. 21–42.
  3. Матвеев А. П. Двигательная активность и двигательный режим учащихся младшего школьного возраста / А. П. Матвеев, Н. И. Назаркина // Велес. – 2016. – № 10–1 (40). – С. 93–98.
  4. Пащенко Л. Г. Самостоятельная физкультурно-­спортивная деятельность молодежи в условиях досуга в аспекте социологического анализа / Л. Г. Пащенко, О. А. Чуенко, Н. В. Матюнина, А. С. Хорькова // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 7. – С. 47–49.
  5. Полиевский С. А. Двигательная активность и здоровье школьников в Мегаполисе / С. А. Полиевский, Г. А. Ямалетдинова, Т. И. Петрушкина и др. // Физическая культура в школе. – 2019. – № 2. – С. 45–52.
  6. Синявский Н. И. Нормативы комплекса ГТО в организации текущего контроля и промежуточной аттестации, обучающихся на основе оnline-­технологии / Н. И. Синявский // Культура физическая и здоровье. – 2021. – № 4 (80). – С. 81–84.