Перспективы модернизации программно-нормативной основы физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся2

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Ревенко1
Т.Ф. Зелова1
Доктор педагогических наук, профессор В.А. Сальников1
1Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Омск

Цель исследования – теоретическое и экспериментальное обоснование необходимости модернизации программно-нормативной основы физического воспитания, предполагающей учет индивидуально-типологических свойств обучающихся как одного из ведущих факторов индивидуализации образовательного процесса.
Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали школьники (юноши) БОУ «Лицей № 149» г. Омска (269 человек), а также студенты ФГБОУ ВО «СибАДИ» (171 человек). Двигательные способности обучающихся изучались посредством измерения: быстроты, мышечной силы, скоростно-силовой способности, скоростной способности. Типологические особенности проявления свойств нервной системы определялись с использованием произвольных двигательных методик Е. П. Ильина.
Результаты исследования и выводы. Доказано, что для каждого возрастного периода индивидуального развития характерен «свой комплекс» – специфический набор ведущих признаков, который может быть реализован в процессе развития двигательных способностей обучающихся. Для повышения эффективности физического воспитания важно, чтобы образовательные технологии соотносились с индивидуальными особенностями субъекта деятельности.

Ключевые слова: физическое воспитание, эффективность, индивидуализация, индивидуально-типологические особенности.

Литература

  1. Изотов Е. А. Отношение к учебным занятиям по физической культуре студентов технических вузов / Е. А. Изотов, Г. В. Сидорова, А. О. Филатов // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 7. – С. 16–20.
  2. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. – Санкт-­Петербург: Питер, 2001. – 464 с.
  3. Ревенко Е. М. Индивидуальные особенности возрастного развития двигательных и интеллектуальных способностей: монография / Е. М. Ревенко. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2022. – 297 с.
  4. Ревенко Е. М. Комплексный подход в изучении индивидуальных особенностей возрастного развития двигательных способностей / Е. М. Ревенко, В. А. Сальников // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2022. – № 2. – С. 347–352.
  5. Ревенко Е. М. Мотивация обучающихся к двигательной активности в условиях различной организации физического воспитания / Е. М. Ревенко, В. А. Сальников // Образование и наука. – 2018. – № 8. – С. 112–128.
  6. Сальников В. А. Индивидуальность личности в системе инновационного физического воспитания / В. А. Сальников, Е. М. Ревенко, С. Е. Бебинов // Образование и наука. – 2012. – № 8. – С. 153–161.
  7. Храмцов П. И. Оценка возможностей организма для сдачи норм ГТО у школьников Российской Федерации (по данным опроса учителей физической культуры) / П. И. Храмцов, Е. В. Разова, С. Н. Храмцова, И. В. Кулишенко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2022. – № 8. – С. 377–385.