Жертвенность ради спорта как виктимное свойство личности спортсмена

ˑ: 

Г.В. Батуркина1
Кандидат психологических наук, доцент Т.П. Будякова1
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Цель исследования – выявление роли жертвенности ради спорта в поддержании стабильности личности спортсмена.
Методика и организация исследования. В качестве методов использованы активное интервью, кейс-метод и контент-анализ. Проанализировано 40 интервью спортсменов, из них 30 были взяты из средств массовой информации, 10 проведены авторами исследования. Кроме того, проанализировано 14 кейсов, в которых были зафиксированы элементы жертвенного поведения у спортсменов.
Результаты исследования и выводы. Выделено шесть тематических групп суждений, содержательно различающихся по пониманию феномена жертвенности у спортсменов. Среди них: «избегание жертвенности», «осуждение жертвенности», «прагматическое отношение к жертвенности», «понимание жертвенности как миссии, как героизма» и др. Показано, что не все варианты жертвенности обеспечивают стабильность личности спортсмена. В частности, негативную функцию выполняют такие разновидности жертвенности, как «фиктивная жертвенность» и «жертвенность ради страха».

Ключевые слова: жертва ради спорта, спорт, личность спортсмена, спортивные результаты.

Литература

  1. Будякова Т. П. Секретные приемы в настольном теннисе как показатель профессионального мастерства теннисиста / Т. П. Будякова, Г. В. Батуркина // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 4. – С. 70–72.
  2. Лигостаева Н. Д. Мифологические образы спортсменов в художественном пространстве отечественного кинематографа XXI века / Н. Д. Лигостаева // Вестник Самарского государственного технического университета. – Серия: Философия. – 2019. – № 1 (1). – С. 120–124.
  3. Таскаева А. В. Героизация образа спортсмена-­паралимпийца (по материалам британской прессы о XXX паралимпийских играх в Лондоне) / А. В. Таскаева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 24. – С. 157–160.
  4. Cosh S., Tully P.J. “All I have to do is pass”: A discursive analysis of student athletes' talk about prioritising sport to the detriment of education to overcome stressors encountered in combining elite sport and tertiary education. Psychology of Sport and Exercise. 2014. Vol. 15. Is. 2. March. pp. 180-189.
  5. Granz H.L., Schnell A., Mayer J., Thiel A. Risk profiles for athlete burnout in adolescent elite athletes: A classification. Psychology of Sport and Exercise. 2019. Vol. 41. March. pp. 130-141. doi.org/10.1016/j.psychsport.2018.11.005