Психофизиологические особенности спортсменов-подростков разной спортивной специализации

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент Е.В. Ведерникова1
Кандидат биологических наук, доцент М.А. Морозова1
Кандидат биологических наук, доцент Е.Г. Шушканова2
Кандидат психологических наук М.Н. Кротова3
1Вятский государственный университет, Киров
2Кировский государственный медицинский университет, Киров
3Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Ярославль

Цель исследования – выявление психофизиологических характеристик спортсменов-подростков разной спортивной специализации.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 144 спортсмена, занимающихся в спортивных секциях г. Кирова: бокса, самбо, плавания, регби и хоккея. У юных спортсменов проводили оценку психофизиологического статуса с использованием устройства психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 – «Психофизиолог». На основании выполненных тестов (теппинг-теста, простой зрительно-моторной реакции и реакции на движущийся объект) оценивали функциональное состояние нервной системы исследуемого контингента.
Результаты исследования и выводы. У большинства спортсменов-подростков (исключение составили пловцы) низкая стабильность реакций и, как следствие, низкая способность к регуляции процессов в нервной системе. Оценка значений РДО показала, что, судя по коэффициенту баланса, у большинства исследуемых нами ребят процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Исключение составили самбисты, у которых возбуждение преобладало над торможением, то есть количество реакций опережения у них было больше, чем реакций запаздывания. Следовательно, занятия самбо развивают у юных спортсменов стратегию опережения. Таким образом, специфика занятий разными видами спорта не только предъявляет определенные требования к психофизиологическому состоянию юного спортсмена, но и, в свою очередь, оказывает влияние на это состояние тем или иным образом.

Ключевые слова: психофизиологические характеристики, спортсмены-подростки.

Литература

  1. Кондратович С. В. Оценка психофизиологических характеристик футболистов 12–13 лет в стандартных лабораторных условиях / С. В. Кондратович // Наука и спорт: современные тенденции. – 2017. – № 4. – Т. 17. – С. 10–16.
  2. Сибирев В. В. Психофизиологические особенности юных хоккеистов в условиях тренировочной деятельности / В. В. Сибирев, Ю. К. Родыгина // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 9. – С. 72–74.
  3. Беленко И. С. Психофизиологические особенности юных спортсменов игровых видов спорта разного возрастного периода развития и тренированности / И. С. Беленко // Вестник ТГПУ. – 2009. – Вып. 3 (81). – С. 54–57.
  4. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека: учеб. пособие / Е. П. Ильин. – Москва: Питер, 2005. – 412 с.
  5. Назарова Е. Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособие / Е. Н. Назарова. – Москва: Академия, 2013. – 256 с.
  6. Нененко Н. Д. Исследование психофизиологических особенностей лыжников-­гонщиков и биатлонистов подросткового возраста / Н. Д. Нененко, А. А. Астраханцев // Международный научно-­исследовательский журнал. – 2019. – № 11 (89). – Ч. 1. – С. 119–122.
  7. Нопин С. В. Теппинг-тест как показатель эффективности, силы и выносливости нервной системы у спортсменов различных видов спорта / С. В. Нопин, Ю. В. Корягина, Ю. В. Кушнарева // Современные вопросы биомедицины. – 2022. – Т. 6. – № 2.