Обновленная номенклатура научных специальностей в сфере физической культуры: просчеты, противоречия, парадоксы

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.П. Лукьяненко1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Лукьяненко2
1Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
2Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Цель исследования – анализ обновленной номенклатуры научных специальностей по физкультурно-спортивной проблематике, выявление, обоснование ее недостатков и определение перспектив совершенствования.
Методика и организация исследования. Научное изучение осуществлялось на основе использования методов: анализа и синтеза проблемной ситуации; сравнительно-сопоставительного и категориального анализа; контент-анализа, метода научной редукции.
Результаты исследования и выводы. Выявлены методологические, понятийно-терминологические, структурные недостатки обновленной номенклатуры по группе научных специальностей – 5.8. «Педагогика», существенно осложняющие продуктивную научную деятельность и способствующие усилению тенденции к снижению численности научных кадров, в области педагогики и в сфере физической культуры. Представлены аргументы, свидетельствующие о необходимости принятия неотложных мер по минимизации негативных последствий от реализации «обновленной» номенклатуры по данной группе научных специальностей. Предложена и обоснована авторская редакция формулировок их названий и вариант структурирования.

Ключевые слова: номенклатура научных специальностей, физическая культура, отрасль науки, диссертационные советы.

Литература

  1. Большая советская энциклопедия: БСЭ. – 3‑е изд. Онлайн. – [Электронный ресурс]: http://bse.uaio.ru/BSE/1902.htm (дата обращения: 27.11.2022)
  2. Габов А. В., Мацкевич И. М. Номенклатура научных специальностей как элемент государственной системы научной аттестации: к постановке вопроса // Теория и история права и государства. Мониторинг правоприменения, 2020. – № 2 (35). – С. 18–28.
  3. Министр Фальков утвердил новую номенклатуру научных специальностей – [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2021/04/07/ministr-­falkov-utverdil-­novuiu-nomenklaturu... (дата обращения: 27.09.2022).
  4. Пахомов С. И., Гуртов В. А., Стасевич А. В. Введение новой номенклатуры научных специальностей в России: преемственность и новации // Образование и наука, 2021. – Том 23. – № 8. – С. 21–36.
  5. Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 13 мая 2021 г. № 382–02 «О применении новой номенклатуры научных специальностей». – [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400691284/#review (дата обращения: 21.09.2022).
  6. Президент России. Перечень поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию 29 декабря 2018 г. № Пр‑2558. – [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/59686 (дата обращения: 23.11.2022).
  7. Приказ Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». – [Электронный ресурс]: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104060043 (дата обращения: 25.10.2022).
  8. Тряпицына А. П. Новая номенклатура и паспорта научных специальностей по педагогике: проблема обоснования // Письма в «Эмиссия. Оффлайн» (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал, 2021. – № 8. – [Электронный ресурс]: http://emissia.org/offline/2021/2975.htm (дата обращения: 15.11.2022).
  9. Филиппов В. М. Перемена в степени. Председатель ВАК Владимир Филиппов: в России – новый перечень научных специальностей. URL: – [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2021/04/07/predsedatel-vak-perechen-­nauchnyh-specialnost... (дата обращения: 07.11.2022).