Психофизическое состояние как основа проявления специальной физической подготовленности юных лыжников-гонщиков

ˑ: 

С.В. Костарева1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Попова1
Кандидат педагогических наук, доцент С.С. Горбунов1
Р.Р. Ибрагимов1
1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский

Цель исследования – обоснование понятия «психофизическое состояние» и выявление его связи со специальной физической подготовленностью юных лыжников-гонщиков.
Методика и организация исследования. Проведенная научная работа основана на методе теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы.
Результаты исследования и выводы. В ходе теоретического анализа раскрыты понятия «психофизические качества» и «психофизическое состояние». Выявлена значимость физической и психической подготовленности лыжников-гонщиков при переходе с этапа начальной подготовки на этап спортивной специализации. Определены требования к специальной физической подготовленности юных спортсменов на этапе начальной специализации. К основным особенностям данного этапа относится появление контрольных мероприятий, включающих нормативы по специальной физической подготовке в виде гонок на лыжах классическим и свободным стилем, а также увеличение количества контрольных и основных стартов. Одновременно с этим предъявляются высокие требованиями и к технике передвижения на лыжах.

Ключевые слова: юные лыжники-гонщики, психофизические качества, психофизическое состояние, нормативные требования, специальная физическая подготовленность.

Литература

  1. Адченко А. В. Методика оценки психофизического состояния спортсмена / А. В. Адченко // Спортивный психолог. – 2021. – № 1 (58). – С. 35–38.
  2. Детская спортивная медицина / Л. И. Абросимова, И. А. Архангельская, И. В. Аулик и др. // под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. – Руководство для врачей. – 2‑е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина. – 1991. – 560 с.
  3. Дубровский В. И. Спортивная медицина: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Дубровский. – 2‑е изд., доп. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 512 с.
  4. Колпинская С. А. Коррекция психофизического состояния студентов средствами физической культуры / С. А. Колпинская, М. А. Михальченко, Н. Ф. Рыкова и др. // Наука в современном мире. Сборник научных трудов по материалам XXX Международной научно-­практической конференции (г.-к. Анапа, 09 февраля 2022 г.). – Анапа: НИЦ ЭСП в ЮФО, 2022. – С 73–82.
  5. Макеева В. С. Управление психофизическим состоянием студентов в процессе физического воспитания / В. С. Макеева, С. В. Шавырина // Образование и саморазвитие. – 2010. – № 1 (17). – С. 225–230.
  6. Мелентьева Н. Н. К вопросу о психологической подготовке лыжников-­гонщиков / Н. Н. Мелентьева, А. С. Лопухина, В. Н. Тараторина / Учредители: Individual entrepreneur Klyueva Marina Maratovna // Успехи гуманитарных наук. – 2019. – № 7. – С. 23–29.
  7. Мокеев Г. И. Оценка психофизического состояния спортсменов / Г. И. Мокеев, К. В. Шестаков, Е. Г. Мокеева и др. // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы X Международной научно-­практической конференции. Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма Уфа, 24–26 марта 2016. – С. 431–442.
  8. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. – М.: Альянс. – 2017. – 480 с.
  9. Платонов В. Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В. Н. Платонов. – М.: Спорт, 2022. – 656 c.
  10. Приказ Минспорта России «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» от 20.03.2019 № 250: зарегистрировано в Минюсте России 04.06.2019 № 54833.
  11. Пузыревский Р. В. Воспитание волевых качеств у лыжников-­гонщиков / Р. В. Пузыревский, В. Н. Пожималин, А. Ю. Грушина / Учредитель: А. С. Сиденко // Синергия наук. – 2021. – № 55. – С. 630–636.
  12. Семенова С. А. Психофизические качества как показатель комплексной оценки готовности индивида к реализации своих биологических и социальных функций / С. А. Семенова, А. В. Шарова // Культура физическая и здоровье. – 2020. – № . 1. – С. 70–74.
  13. Халанский Ю. Н. Термины и понятия в физической культуре как отражение целевой установки заданного действия / Ю. Н. Халанский // Инновационные формы и практический опыт физического воспитания детей и учащейся молодежи: Сборник научных статей. Редколлегия: П. И. Новицкий (гл. ред.) и др. – Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машеров, 2020. – С. 258–261.