Инновационный подход к совершенствованию профессионально-прикладного раздела физической культуры в вузе с использованием средств единоборств

ˑ: 

Доктор педагогических наук профессор А.А.  Передельский1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Ахапкин1
А.Н. Малинин1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Сорокин1
1Российский государственный аграрный университет (МСХА) им. К.А. Тимирязева

Цель исследования – научно-теоретическое обоснование профессионально-прикладного раздела физической культуры в вузе, основанного на спортивных единоборствах.
Методика и организация исследования. В рамках научного эксперимента учебная программа была дополнена профессионально-прикладным разделом, направленным на формирование прикладных знаний, освоение умений и навыков практической направленности, а также воспитание  ведущих психофизических, социальных и личностных качеств будущих специалистов. Эффективным средством вузовской профессионально-прикладной физической культуры выступают различные виды единоборств. 
В ходе исследования проведен опрос и эксперимент, в котором приняли участие студенты Российского государственного аграрного университета – МСХА им. К.А. Тимирязева, разделенные на контрольную и экспериментальную группы по 20 человек в каждой. Контрольная группа занималась традиционной учебной программой по физической культуре, экспериментальная группа – по инновационной программе с включением раздела прикладной направленности, связанной с единоборствами.
Результаты исследования и выводы. Как показали результаты исследования, инновационная учебная программа, направленная на использование технологий спортивных единоборств, основанных на духовных исторических практиках, переносе элементов двигательных действий единоборцев в физическую готовность будущих специалистов,  позволяет эффективно  формировать прикладные знания,  умения и навыки,  воспитывать психофизические, социальные и личностные качества. 

Ключевые слова: инновационные подходы, физическая культура, профессионально-прикладной раздел, вузы.

Литература

  1. Бальсевич В. К. Конверсия высоких технологий спортивной воспитания и спорта для всех / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1993. – № 4. – С. 21–23.
  2. Коников С. Л. Социальный контекст развития боевых искусств и единоборств в современной России / С. Л. Коников, А. А. Передельский, А. Б. Оришев и др. // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 7. – С. 50–52.
  3. Лубышева Л. И. Спортивная культура в старших классах образовательной школы / Л. И. Лубышева, В. А. Романович // «Теория и практика физической культуры и спорта». – М.: 2011. – 240 с.
  4. Лубышева Л. И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л. И. Лубышева и др. – М.: «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. – 200 с.
  5. Мандзяк А. С. Боевые искусства Европы / А. С. Манлзяк. – Минск: Современное слово, 2005. – 352 с.
  6. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст]: учебник для вузов физической культуры / Л. П. Матвеев. – 5‑е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
  7. Передельский А. А. Боевое прикладное движение (Fighting motion): монография / А. А. Передельский, Н. Н. Виткевич, С. Л. Коников и др. – под общ. ред. А. А. Передельского. – Брянск, 2011. – 200 с.