Спортивная подготовка в летнем полиатлонена основе рационального распределения тренировочных нагрузок

Спортивная подготовка в летнем полиатлонена основе рационального распределения тренировочных нагрузок

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Никифорова1
Кандидат педагогических наук, доцент Э.В. Маркин1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Сорокин1
М.В. Хотеева1
1Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва

Цель исследования – определить рациональность распределения тренировочных нагрузок разных видов упражнений многоборья студентов-полиатлонистов в годичном цикле.
Методика и организация исследования.  Для решения поставленной цели был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 32 студента-полиатлониста в возрасте 17-24 лет (мужчины и женщины) с квалификацией от II спортивного разряда до мастеров спорта, занимающиеся в секциях спортивного совершенствования разных вузов г. Москвы. Все студенты-полиатлонисты были разбиты на две равноценные группы – экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа (16 человек) занималась по разработанной методике с учетом закономерностей переноса (взаимодействия) физических качеств и взаимовлияния различных видов упражнений. В контрольной группе (16 человек) не придерживались строгой последовательности занятий и включали в одно занятие разнообразные упражнения, входящие в виды многоборья.
Результаты исследования и выводы. Результаты контрольных испытаний и соревнований показали, что прирост результатов во всех видах многоборий за весь экспериментальный период был достоверно выше в группах применявших разработанную методику, которая предусматривала последовательное применение упражнений с учетом переноса физических качеств при двухразовой тренировке в день.
Рациональное распределение тренировочных нагрузок в годичном цикле позволило улучшить спортивные результаты у 100% студентов-полиатлонистов, а в 50% случаев добиться выполнения спортивных нормативов и званий.

Ключевые слова: полиатлон, студенты, виды многоборья, тренировочная нагрузка, периоды тренировочных занятий.

Литература

  1. Бондарчук А. П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса: монография / А. П. Бондарчук. – М.: Олимпия Пресс, 2007. – 272 с.
  2. Гильмутдинов Т. С. Построение тренировочного процесса студентов-­полиатлонистов в подготовительном периоде / Т. С. Гильмутдинов // Полиатлон. – 2000. – № 1–2. – С. 18–20.
  3. Кряж В. Перенос тренированности в физическом воспитании / В. Кряж // Ученые записки: Сборник научных трудов. Вып. 5. – Минск: АФВиС РБ, 2002. – С. 252–258.
  4. Никифорова О. Н. Направленное повышение функциональных возможностей студентов-­полиатлонистов при подготовке к бегу на выносливость / О. Н. Никифорова, М. В. Хотеева М. В., Т. И. Прохорова //
  5. Педагогико-­психологические и медико-­биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2019. – Т. 14. – № 1. – С. 38–44.
  6. Никифорова О. Н. Адаптация и особенности функциональных возможностей девушек-­футболисток с нарушениями слуха в зависимости от квалификации и возраста / О. Н. Никифорова, А. Д. Журбина, Е. Д. Бакулина и др. // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 9. – С. 40–42.
  7. Садилкин А. Ф. Структура и содержание годичного цикла подготовки полиатлонистов на этапе спортивного совершенствования: дис. … канд. пед. наук 13.00.04 / А. Ф. Садилкин. – Тамбов, 2014. – 187 с.
  8. Требенок А. И. Летний полиатлон. Методика подготовки квалифицированных спортсменов-­полиатлонистов: монография / А. И. Требенок, A. A. Требенок. – Брянск: БФ МосУМВД России, 2007. – 172 с.