Лексические средства создания образа олимпийских игр 2022 г. в Пекине в российских новых медиа

Лексические средства создания образа олимпийских игр 2022 г. в Пекине в российских новых медиа

ˑ: 

Кандидат филологических наук А.Ю. Лонская1
Кандидат филологических наук, доцент Е.А. Бурская1
Доктор филологических наук, профессор Н.М. Карпухина1
Л.В. Панова1
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Цель исследования – выявить характерные лексические средства, с помощью которых формируется актуальный образ Олимпийских игр 2022 г. в Пекине в новых российских медиа.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводился анализ российских сайтов газет «Известия» и «Аргументы и факты», входящих в «Топ-10 Российских СМИ – январь 2022» (по данным сайта «Медиалогия»). Всего было проанализировано 100 статей, посвященных Олимпиаде 2022 г. в Пекине, применялись комплексный анализ, лингвокультурологический анализ, описательный и сопоставительный методы, методы наблюдения и классификации.
Результаты исследования и выводы. Анализ текстов новых медиа, посвященных   Олимпийским состязаниям 2022 г., позволяет сделать вывод о широком преобладании в них риторических фигур, включая каламбур (38% всего объема проанализированной лексики) и метафору (33%), а также просторечий и разговорных лексических единиц (28%), которые отличает анормативность в области лексики, что, в свою очередь, привносит в текст яркую экспрессию и выразительность. Образ олимпийских игр складывается из лексических средств выразительности, имеющих прочную связь с лингвокультурой читателей: каламбуры обладают комической основой, чем привлекают внимание читателя; метафоры с мегасферами-источниками «медицина», «театр», «война» позволяют создать образ, основанный на понятийной системе человека; разговорные и просторечные лексические единицы способствуют формированию максимально актуального и доступного образа Олимпиады-2022.

Ключевые слова: новые медиа, лексические средства, лингвокультурология, спорт, олимпиада.

Литература

  1. Асташкина П. Г. Олимпиада как тематическая доминанта репрезентации национальной идентичности / П. Г. Асташкина // Ученые записки Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2018. – № 1 (13). – С. 1–5.
  2. Бурская Е. А. Фоносемантический аспект языковой метафоры в современной публицистике / Е. А. Бурская // Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы VII Международной научно-­практической очно-заочной конференции, 2019. – С. 179–186.
  3. Гладкова А. А. Образ Российского спортсмена в зарубежных СМИ (на примере публикаций о зимних Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере) / А. А. Гладкова // Вестник Московского университета. Журналистика. Серия 10. – 2011. – № 2. – С. 161–181.
  4. Корнеева В. А. Актуализация спортивного дискурса «мягкой силы» в условиях эскалации политического напряжения / В. А. Корнеева // Дискурс-­Пи. – 2017. – № 3–4 (28–29). – Т. 14. – С. 269–275.
  5. Лонская А. Ю. Метафора в политическом дискурсе российских печатных СМИ как инструмент вербализации лингвокультурных реалий (1991–2008 гг.) / А. Ю. Лонская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 14. – Вып. 9. – С. 2689–2694.
  6. Медиалогия: «Топ‑10 Российских СМИ – январь 2022». URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/ (дата обращения: 05.03.2022).