Динамика особенностей мотивации к физической культуре у студентов неспортивных специальностей

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Ю.Н. Гут1, 2
Доктор психологических наук, профессор М.К. КАбардов1
Кандидат психологических наук, доцент Ю.П. Кошелева1, 3
Кандидат психологических наук З.З. Жамбеева1
Доктор психологических наук, профессор А.К. Осницкий1
1Психологический институт Российской академии образования, Москва
2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
3Московский государственный лингвистический университет, Москва

Цель исследования – выявить динамику особенностей мотивации к занятиям физической культурой студентов-психологовв процессе обучения в вузе.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился при участии студентов факультета психологии НИУ «БелГУ» в два этапа: в 2019 г. на 1-м курсе и 2022 г. на 4-м курсе среди студентов бакалавриата. Всего в исследовании приняли участие в 2019 г. 98 студентов 1-го курса и в 2022 г. 97 студентов 4-го курса бакалавриата. В качестве основных методик выступили: методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избегания неудач Т. Элерса, методика «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас, а также анкета «Отношение к физической культуре».
Результаты исследования и выводы. Выявлена динамика различий в мотивах, побуждающих к занятиям физической культурой у студентов с первого по четвертый курс. Установлено, что студенты на первом курсе чаще и активнее занимались физической деятельностью, однако к старшему курсу у них появляется более осознанное мнениео том, что регулярные занятия физкультурой способствуют укреплению здоровья и улучшают настроение. Результаты исследования могут быть использованы при проведении занятий по физической культуре у студентов первых курсов неспортивных специальностей с целью оптимизации проблемы развития мотивации сохранения и укрепления здоровья в процессе обучения в вузе и после его окончания.

Ключевые слова: мотивация занятий физической культурой, мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач, социально-эмоциональный мотив, мотив физического самоутверждения.

Использованная литература

  1. Гут Ю. Н. Особенности мотивации к занятиям физической культурой студентов неспортивных специальностей на разных этапах обучения / Ю. Н. Гут // Психолого-­педагогический поиск. – 2022. – № 2 (62). – С. 100–106. – DOI 10.37724/RSU.2022.62.2.011.
  2. Королева А. А. Роль физической культуры и спорта в системе реабилитации инвалидов / А. А. Королева // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-­педагогические аспекты: матер. VI науч.-практ. интернет-конф. Чита: Изд-во Забайкальского государственного университета, 2015. – С. 166–172.
  3. Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи / И. А. Мартын // Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. – 2017. – № 6 (36). – С. 7–10.
  4. Распопова Е. А. Сравнительная характеристика доминирующих мотивов, побуждающих студентов различных вузов к занятиям физической культурой / Е. А. Распопова, Ю. А. Постольник // Педагогико-­психологические проблемы физической культуры и спорта. – 2018. – Т. 13. № 1. – С. 125–132. DOI 10/14526/01_2018_291.
  5. Irkhin V.N., Korneeva S.A., Gut Y.N., Khodeev D.A. GTO Trainings and tests in academic physical education service: student group psychology, motivations and priorities survey. Theory and Practice of Physical Culture. 2021. № 3. С. 23-25. [Google Scholar].
  6. Lee H.G.; Ji, J.C. The relationship of physical activity levels and mental health variables in adolescents. Korean Soc. Sports Sci.2020, 29, 411–421.  [Google Scholar] [CrossRef].
  7. McMahon E.M.; Corcoran D.P.; O’Regan G.; Keeley H.; Cannon M.; Carli V.; Wasserman C.; Hadlaczky G.; Sarchiapone M.; Apter A.; et al. Physicalactivityin European adolescents and associations with anxiety, depression and well-being. Eur. Child Adolesc. Psychiatry 2017, 26, 111-122. [CrossRef].