Формирование коммуникативных навыков студентов средствами плавательной подготовки

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор Л.М. Волкова1
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Миронова2
Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Ярчиковская2
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова3
1Санкт-Петербургский государственный университет гражданкой авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
3Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина

Цель исследования – разработка методики формирования коммуникативных навыков у студентов вузов средствами плавательной подготовки.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на спортивной базе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова (СПБГУ ГА). В экспериментальную группу были включены 20 студентов-пловцов, а также капитан команды в роли лидера-помощника. Для проверки эффективности методики, разработанной в СПбГУ ГА при участии специалистов по плаванию из Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Государственного института экономики, финансов, права и технологий (ГИЭФПТ), использовали методы: педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, опрос, экспертная оценка, тест коммуникативных умений, методы математической статистики.
Результаты исследования и выводы. В работе отмечено, что одним из популярных видов спорта для студентов является плавание –  привлекательный вид двигательной активности, эффективное средство профессионально-прикладной физической подготовки и физического совершенствования для спортсменов. Для работы со спортивной группой по плаванию авторы разработали методику формирования коммуникативных навыков у студентов, в которой были использованы специальные средства, повышающие уровень коммуникации между участниками тренировочного процесса, эмоциональный фон и уровень самостоятельности занятий. Одним из направлений реализации повышения коммуникации стало объединение студентов-спортсменов в группу с назначением лидера-помощника.

Ключевые слова: физическая культура, коммуникация, плавательная подготовка, коллектив, студент.

Литература

  1. Бушма Т. В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т. В. Бушма, Е. Г. Зуйкова, Л. М. Волкова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 7 (173). – С. 27–31.
  2. Виленский М. Я. Формирование качества коллективизма у студентов в спортивной деятельности / М. Я. Виленский // В сб.: Научные основы физвоспитания студентов. Л., 1981. – С. 33–37.
  3. Волкова Л. М. Плавание способом кроль на груди для развития вестибулярной устойчивости студента / Л. М. Волкова, В. В. Евсеев, А. А. Голубев // В книге: Неделя науки СПбПУ. Материалы науч. конф. с междунар. участием. – 2017. – С. 31–34.
  4. Григорьев В. И. Концентрация скоростных нагрузок максимальной мощности в структуре предсоревновательной подготовки пловцов вуза / В. И. Григорьев, О. В. Миронова, О. Н. Устинова и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 2 (192). – С. 67–71.
  5. Евсеева Л. И. Трансформация информационно-­коммуникативной среды в вузовском образовании / Л. И. Евсеева, В. В. Евсеев, Л. М. Волкова и др. // В сборнике: Современная педагогика: теория, методика, практика. Сборник материалов II международной очно-заоч­ной научно-­практической конференции. – 2018. – С. 206–210.
  6. Иванова Г. П. Социально-­педагогический подход как основа профессионального воспитания студентов современного вуза / Г. П. Иванова, О. К. Логвинова // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде. – 2020. – С. 42–45.
  7. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин // Санкт-­Петербург, 2015. – Сер. Мастера психологии (2‑е изд.). – 592 с.
  8. Лукина С. М. Освоение дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе с применением инновационных технологий / С. М. Лукина, Ю. Я. Лобанов, А. В. Шаронова и др. // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 4. – С. 44–46.
  9. Миронова О. В. Программа тренировок для девушек-­пер­во­курсниц, осваивающих раздел самостоятельной работы дисциплины «Физическая культура и спорт» / О. В. Миронова, К. В. Булавченко, А. В. Шаронова и др. // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 12. – С. 82–84.
  10. Устинова О. Н. Методика начального обучения основным способам плавания студентов специальных медицинских групп / О. В. Миронова, О. Н. Устинова, Л. В. Ярчиковская и др. // Фитнес в системе непрерывного физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России: Сборник материалов VI Всероссийской научно-­практической конференции / Под общ. ред. Е. Г. Сайкиной, Г. Н. Пономарева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – С. 241–246.
  11. Ярчиковская Л. В. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в процессе занятий физической культурой / Л. В. Ярчиковская, В. Н. Коваленко, О. В. Миронова и др. // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 2. – С. 85–87.