Обеспечение аэробного режима работы на занятиях адаптивной физической культурой для людей с детским церебральным параличом.

Обеспечение аэробного режима работы на занятиях адаптивной физической культурой для людей с детским церебральным параличом.

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Киэлевяйнен
Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Цель исследования – сопоставление и обобщение результатов функциональной пробы у людей с детским церебральным параличом при выполнении нагрузки аэробного характера.
Методика и организация исследования. Изучение проводилось на базе Центра адаптивной физической культуры Петрозаводского государственного университета в течение трех месяцев. Экспериментальную группу составили 14 человек 16-22 лет с диагнозом ДЦП. Аэробный режим работы обеспечивался путем выполнения ходьбы по беговой дорожке с опорой на поручни, ходьбы по беговой дорожке в тренажере Гросса и педалирования на реабилитационном тренажере для активно-пассивной механотерапии «Орторент-мото». Регулирование уровня интенсивности осуществлялось посредством контроля показателей ЧСС в пределах целевой зоны, рассчитанной по формуле Карвонена.
Результаты исследования и выводы. Анализ результатов исследования показал, что достижение оптимальных значений ЧСС, обеспечивающих аэробный режим работы людей с детским церебральным параличом, возможно при выполнении ходьбы на беговой дорожке с опорой на поручни и по беговой дорожке в тренажере Гросса. Практически у всех участников показатели ЧСС при ходьбе по беговой дорожке находились в пределах целевой зоны, от 125 уд/мин до 163 уд/мин (в зависимости от индивидуальных расчетов), резких падений или скачков пульса на протяжении всей работы не наблюдалось.Результаты исследования можно применить при разработке реабилитационных программ для людей с детским церебральным параличом. 

Ключевые слова: детский церебральный паралич, аэробная нагрузка, адаптивная физическая культура.

Литература

  1. Беркутова И. Ю. Особенности функционального состояния детей с нарушением функций опорно-­двигательного аппарата / И.Ю. Беркутова // Адаптивная физическая культура. – 2008. – Т. 34. – № 2. – С. 20–22.
  2. Грачиков А. А. Стандартизация тестов в адаптивной физической культуре, как инструмент повышения эффективности реабилитации лиц с нарушениями двигательной сферы различного генеза / А. А. Грачиков, С. П. Евсеев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 3 (181). – С. 121–123. – DOI 10.34835/issn.2308–1961.2020.3. pр. 121–124. – EDN OKOLJV.
  3. Гросс Н. А. Функциональные и двигательные возможности детей с диагнозом детский церебральный паралич / Н. А. Гросс, Т. Л. Шарова, А. В. Молоканов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 2. – С. 54–55. – EDN MENGWC.
  4. Семенова К. А. Клиника и реабилитационная терапия детского церебрального паралича / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. – М.: // Медицина. – 1972. – 328 с.
  5. Чепурная Л. Ф., Динамика функциональных нарушений у больных детским церебральным параличом под влиянием санаторно-­курортной реабилитации / Л. Ф. Чепурная, В. П. Татаурова, А. В. Слюсаренко и др. // Вестник физиотерапии и курортологии. – 2017. – Т. 23. – № 1. – С. 86a. – EDN ZTBZSL.