Справедливые групповые нормы как социально-психологический критерий здоровой спортивной среды

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Е.Е. Хвацкая1
Кандидат психологических наук О.В. Коршунова1
А.Л. Штуккерт1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – теоретическое представление конструкта «здоровая спортивная среда» через экологический (материальный), гигиенический, педагогический и социально-психологический критерии, с учетом типа трудностей/проблем спортсменов, а также частичное эмпирическое обоснование социально-психологического критерия через выявление типичных правил спортивной группы/команды и оценки целесообразности справедливых групповых норм (далее СГН) в реальных условиях спортивной деятельности.
Методика и организация исследования. Теоретический анализ литературы; метод незаконченных предложений для определения типичных норм в спорте «Правила группы/команды, которые были в моей спортивной карьере – это…» (не менее трех) с участием экс-спортсменов разных видов спорта (n=138, мужчины – 75, женщины – 63, возраст 21 – 32); контент-анализ; оценка целесообразности и эффективности разработки СГН осуществлена в нескольких командах г. Санкт-Петербурга в 2021-2022 гг. в формате пилотажного эксперимента.
Результаты исследования и выводы. Предложен подход к определению конструкта «здоровая спортивная среда» в узком и широком смыслах. Отмечено типичное количество групповых правил в спортивной карьере у респондентов, преобладание правил организационного характера и негативных их формулировок (чаще начинаются с «не» и «нельзя»), шаблонность. Признакам СГН большая часть правил не соответствует. Обозначены условия разработки СГН для спортсменов/команды. Целесообразность и эффективность разработки СГН определена при работе с несколькими командами Санкт-Петербурга в 2021-2022 гг.

Ключевые слова: здоровая спортивная среда, ее критерии, справедливые групповые нормы (СГН).

Литература

  1. Веракса А. Н. Экологический подход У. Бронфенбреннера в спортивной психологии // А. Н. Веракса, С. В. Леонов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2009. – № 4. – С. 78–84.
  2. Горская Г. Б. Личностные и средовые факторы спортивной деятельности: монография / Г. Б. Горская. – Краснодар, 2022. –172 с.
  3. Коршунова О. В. Межличностная проблема: страх ребенка перед тренером / О. В. Коршунова // Материалы XII Всероссийской научно-­практич. конференции с междунар. участием «Хоккей будущего»; НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-­Петербург. – СПб., 2019. – С. 76–80.
  4. Сальников В. А. Психологические факторы успешности в спортивной деятельности: монография / В. А. Сальников, Г. Д. Бабушкин, И. Ф. Андрущишин и др. – Омск: СибАДИ, 2020. – С. 261–324.
  5. Хвацкая Е. Е. Психологическое сопровождение субъектов образовательной среды ДЮСШ / Е. Е. Хвацкая // Материалы XX Междунар. конгресса «Олимпийский спорт и спорт для всех». 16–18 декабря 2016 г.: [в 2 ч.] – Ч. 1. – СПб., 2016. – С. 627–630.
  6. Штуккерт А. Л. Мотивация или самооценка – что важнее на начальном этапе спортивной подготовки (на примере бокса) / Л. К. Серова, А. Л. Штуккерт // Спортивный психолог. – 2021. – № 3 (60). – С. 18–21.