Особенности влияния физических нагрузок различной направленности на показатели регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы студенток разных соматотипов

Особенности влияния физических нагрузок различной направленности на показатели регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы студенток разных соматотипов

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор С.П. Левушкин1, 2
Кандидат биологических наук, доцент И.А. Мищенко3
Кандидат педагогических наук М.С. Фесенко4
Аспирант Ли Сюнь1
1Российский университет спорта (ГЦОЛИФК), Москва
2Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва
3Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк
4Государственный университет «Дубна», Дубна

Цель исследования – изучение влияния физических нагрузок разной направленности на показатели регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы студенток различных соматотипов.
Методика и организация исследования. Эксперимент основан на применении анализа спектральных показателей вариабельности сердечного ритма. В исследовании приняли участие 218 студенток 18-20 лет, посещающих занятия по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту».
Результаты исследования и выводы. Представлен сравнительный анализ показателей вариабельности сердечного ритма и описана их динамика в течение семестра у студенток с разными типами телосложения и видами двигательной активности. Установлено, что физические упражнения аэробной направленности эффективно увеличивают общую мощность спектра (ТР). Установлено влияние физической нагрузки, выполняемой в аэробном и анаэробно-аэробном режимах, на нормализацию вегетативного баланса и повышение активности регуляторных систем девушек. Выявлено, что физические нагрузки скоростно-силового характера, выполняемые в анаэробно-аэробном режиме, эффективно повышают симпатическую активность и гуморальные влияния на сердечную мышцу у девушек мышечного и торакального соматотипов.

Ключевые слова: типы телосложения, виды двигательной активности, вариабельность сердечного ритма, аэробный режим, анаэробно-аэробный режим.

Литература

  1. Смирнова А. В. Адаптивные реакции сердечно-­сосудистой системы к учебной нагрузке у студентов с различными типами конституции / А. В. Смирнова, О. А. Корягина // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 1. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19891
  2. Назарова М. Д. Исследование особенностей регуляции сердечно-­сосудистой системы у студенток с различными типами конституции / М. Д. Назарова // Студенческий электронный журнал. – 2017. – № 4 – С. 6–10.
  3. Корельская И. Е. Адаптация к обучению в университете в зависимости от типа вегетативной нервной системы студентов / И. Е. Корельская, Н. В. Блохина // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9–3. – С. 503–506.