Организация тренировочного процесса бегунов на короткие дистанции на этапе начальной спортивной специализации

ˑ: 

Чжу Хуасин1
К.А. Зиновенко1

Доктор педагогических наук, профессор Е.П. Врублевский1
1Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель, Беларусь

Цель исследования – определить основные аспекты организации тренировочного процесса бегунов на короткие дистанции Китайской Народной Рес­публики (КНР) и Республики Беларусь (РБ) на этапе начальной спортивной специализации.
Методика и организация исследования. Представлены данные опроса тренеров Беларуси и Китая, которые проводят учебно-тренировочные занятия с юными спринтерами. Устанавливались подходы по построению круглогодичной подготовки юных спринтеров, использованию средств различной направленности в структурных единицах макроцикла и основных тестов, которые применяют тренеры для оценки подготовленности бегунов, времени, затрачиваемому на тренирующие воздействия максимальной интенсивности в рамках занятия и микроцикла и т.д.
Оценивался уровень специальной подготовленности юных спринтеров 12-13 лет двух стран и определялась корреляционная взаимосвязь экспериментальных характеристик со спортивным результатом в беге на 100 м. Были подвергнуты статистическому анализу варианты индивидуального планирования круглогодичной тренировки юных спринтеров РБ и КНР.
Результаты исследования и выводы. Анализ результатов анкетного опроса позволил выявить как общие тенденции при осуществлении подхода к тренировке юных бегунов на короткие дистанции двух стран, так и определенные различия. Представлена разница в уровне специальной подготовленности юных спринтеров 12-13 лет и параметрах основных тренировочных средств в годичном цикле у юных бегунов Беларуси и Китая. Использование белорусскими тренерами опыта подготовки спортсменов в Китае может быть потенциальным резервом для модернизации существующей системы подготовки спринтеров в стране.

Ключевые слова: юные бегуны, спринт, анализ, анкетирование, годичный цикл, распределение нагрузки, тестирование, организация.

Литература

  1. Борзов В. Особенности методики тренировочного процесса спринтера / В. Борзов // Наука в олимпийском спорте. – 2020. – № 3. – С. 86–91.
  2. Вруб­левский Е. П. Влияние направленности тренирующих воздействий на рост силы мышц юных бегунов на короткие дистанции / Е. П. Вруб­левский, А. Х. Хоршид, Д. А. Альбаркайи // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 4 (970). – С. 3–5.
  3. Джонсон М. Золотая лихорадка. Как делают олимпийских чемпионов / М. Джонсон. – М.: Эксмо, 2012. – 400 с.
  4. Кожедуб М. С. Построение годичного макроцикла бегуний на короткие дистанции на этапе углубленной специализации / М. С. Кожедуб, Д. Годун, Е. П. Вруб­левский // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 6. – С. 17–19.
  5. Легкая атлетика: учебник / под общ. ред. В. И. Бобровника, С. П. Совенко, А. В. Колота. – К.: Логос, 2017. – 759 с.
  6. Юшкевич Т. П. Перспективы улучшения результатов в легкоатлетическом спринте / Т. П. Юшкевич // Мир спорта. – 2019. – № 1 (74). – С. 42–47.
  7. Vrublevskiy Е.Р., Sevdalev S.V., Lashkevich S.V., Gerkusov A.S. Modelling of the competitive activities of qualified female short-distance runners, taking into account their individual characteristics. Рhysical education of student. 2019. No. 6. рр. 269-275.