Некоторые показатели сенсомоторных систем обучающихся 7-10 лет в начале годичного учебно-воспитательного цикла в специальной (I-II вида) коррекционной и общеобразовательной школах

ˑ: 

Доктор медицинских наук профессор Г.Д. Алексанянц1
Кандидат биологических наук, доцент О.А. Медведева1
Т.Г. Топчий2
А.В. Волков3
Е.Г. Селихова3

1Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
2Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
3Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар Гимназия № 18 им. Героя Советского Союза Анатолия Березового

Цель исследования – изучение некоторых показателей сенсомоторных систем у обучающихся 7-10 лет в начале годичного учебно-воспитательного цикла в специальной коррекционной I-II вида и общеобразовательной школах.
Методика и организация и исследования. В обследовании участвовали 311 здоровых школьников 7-10 лет и 96 страдающих сенсоневральной тугоухостью (III-IV степень) сверстников. Применяли комплекс «Нейрософт – НС-Психотест». У детей исследована простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР); реакция на движущийся объект (РДО). Анализировали результаты, полученные в методиках «время реакции различения» (ВРР) и «время реакции выбора» (ВРВ).
Результаты исследования и выводы. По мере взросления период сенсомоторной реакции уменьшается, что связано с процессом созревания центральных структур мозга и совершенствованием функционального состояния нервно-мышечного аппарата. У детей 9-10 лет степень сбалансированности процессов возбуждения и торможения по силе больше, что указывает на уравновешенность нервных процессов и стабильность функционирования нервной системы в этом возрасте. С увеличением возраста у детей оптимизируется подвижность нервных процессов. Функционирование сенсомоторных систем у детей 7-10 лет со слуховой депривацией в сопоставлении с практически здоровыми сверстниками показало, что развитие механизмов центральной регуляции движений несколько замедлено.

Ключевые слова: показатели сенсомоторных систем; дети 7-10 лет; слуховая депривация.

Литература

  1. Алексанянц Г. Д. Особенности адаптации сенсомоторных систем детей периода второго детства с различной степенью слуховой депривации в условиях образовательной среды / Г. Д. Алексанянц, О. А. Медведева, Е. Г. Селихова // Передовые исследования Кубани: Сб. матер. Ежегодной отчетной конференции грантодержателей Кубанского научного фонда / отв. ред. В. В. Анисимов, ред.: В. Г. Гайдуков, Г. В. Бакуменко (г. Сочи, 20–22 июня 2022 г.). – Краснодар: Кубанский научный фонд, 2022. – 392 с.
  2. Алексанянц Г. Д. Особенности физической подготовленности детей младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной и специальной коррекционной (I–II вида) школах, в начале учебного года / Г. Д. Алексанянц, О. А. Медведева, Т. Г. Топчий и др. // Педагогико-­психологические и медко-­биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2022. – Т. 17. – № 2. – С. 126–132.
  3. Виленская Т. Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: автореф. дис. … докт. пед. наук / Т. Е. Виленская. – Краснодар, 2011. – 19 с.
  4. Денисова Л. В. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: учебное пособие для вузов / Л. В. Денисова, И. В. Хмельницкая, Л. А. Харченко. – К.: Олимпийская литература, 2008. – 127 с.
  5. Дидактические закономерности и принципы построения физического воспитания и спортивной подготовки детей и молодежи / К. Д. Чермит, С. Н. Бегидова, АБ. Бгуашев и др. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2014. – № 4 (146). – С. 146–154.
  6. Медведева О. А. Физиологические показатели зрительно-­моторного восприятия (чувства) учащихся общеобразовательной и коррекционной школ / О. А. Медведева, Г. Д. Алексанянц. – Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 9. – С. 90–91.