Этапы становления лечебной физической культуры как педагогической дисциплины

Фотографии: 

ˑ: 

Л.В. Суркова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва

Ключевые слова: история ЛФК, периоды становления педагогической дисциплины ЛФК, элементы ЛФК, системный подход.

Введение. Педагогическая наука дает следующее определение предмета: это круг специфических знаний, образующих определенную дисциплину преподавания, то есть то, на что направлена познавательная деятельность, а под предметным полем – контуры, условные границы знаний, которые характерны для конкретной дисциплины. Педагогическая, учебная дисциплина – эта отрасль научного знания, включенная в программу учебного заведения в соответствии с его назначением.

Лечебная физическая культура (ЛФК) – научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний. Как всякая педагогическая, учебная дисциплина, ЛФК имеет свою историю, теоретические основы, определенные цели и задачи, предмет исследования, четко обозначенное содержание, учебно-методическое обеспечение.

Основная часть. Процесс оформления ЛФК в педагогическую дисциплину осуществлялся на протяжении многих столетий. В становлении и развитии наиболее крупных ее компонентов (теоретические основы, система подготовки педагогических кадров, учебные и научно-исследовательские институты, методы обучения, систематика физических упражнений, врачебно-педагогический контроль), можно выделить несколько периодов или этапов.
1. В Древней Греции и Риме на первом, эмпирическом, этапе применения физических упражнений, гимнастики в качестве оздоровительного, лечебного средства определились некоторые факторы (идеи Платона и Аристотеля о гармоническом сочетании умственного и физического развития личности; состояние знаний по анатомии и физиологии), которые при дальнейшей разработке способствовали формированию ЛФК как педагогической дисциплины.
2. В эпоху Возрождения внимание вновь (после периода средневекового забвения) возвращается к вопросам физического воспитания, использования физических упражнений с оздоровительной и лечебной целью.

Использованная литература

  1. Курысь В.Н. Вектор развития биомеханики как учебной дисциплины / В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева, А.А. Сляднев // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 6.– С. 13-18.
  2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта (пер. с венгер.) / Л. Кун. – М.: Радуга, 1982. – 399 с.
  3. Шахвердов Г.Г. П.Ф. Лесгафт – создатель русской системы подготовки педагогических кадров по физическому образованию. В кн.: Очерки истории физической культуры (вып. IV) / Г.Г. Шахвердов. – М-Л.: Физкультура и спорт, 1949. – С. 55-102.
  4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 432 с.
  5. Лечебная физическая культура: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. проф. С.Н. Попова. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 416 с.

Информация для связи с автором: sd.surkov@mail.ru

Поступила в редакцию 20.12.2013 г.