Сравнительный анализ двигательной активности и физической подготовленности возрастных людей до и после окончания пандемии

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Л. Гусева1
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Цель исследования – оценить уровень двигательной активности и его влияние на показатели физической подготовленности пожилых людей до начала и после окончания пандемии.
Методика и организация исследования. С 2018 г. на ФФК НИ ТГУ проводится педагогический эксперимент по изучению влияния физической активности возрастных людей на продолжительность и качество их жизни. С марта 2020 г. в связи с пандемией, организованные занятия были прекращены в связи с высоким риском заболевания COVID-19. Участницам эксперимента были даны методико-практические рекомендации для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Сразу после возобновления организованных занятий были проведены социологический опрос и тестирование уровня физической подготовленности.
Результаты исследования и выводы. Перерыв в организованных занятиях физическими упражнениями возрастных женщин вызвал следующие изменения в их психофизическом состоянии: все участницы эксперимента отметили недостаток двигательной активности; у 35% испытуемых за период пандемии собственный вес увеличился от 2 до 6 кг; 25% испытывали подавленное психологическое состояния, связанное с ограничением коммуникаций и длительным пребыванием в одиночестве, а 30% участниц эксперимента к окончанию пандемии отметили значительное ухудшение самочувствия. Причины снижения показателей двигательной активности исследуемых связаны с необратимыми возрастными изменениями психофизиологического состояния организма участниц эксперимента, дополняемыми вынужденным двухлетним периодом двигательных ограничений, а также отсутствием организованных занятий физическими упражнениями с инструктором.

Ключевые слова: возрастная группа,  двигательная деятельность, самостоятельные занятия, ограничение, период,   организованные занятия.

Литература

  1. Социальная психология старения: учебное пособие для студентов вузов по специальности «Психология» /под ред. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. – М.: Academia (Академия), 2002. – 288 с.
  2. Пиетиля И. Российское здравоохранение: ожидания населения [Текст] / И. Пиетиля, А. П. Дворянчикова, Л. С. Шилова // Социологические исследования. – 2007. – № 5. – С. 81–88.
  3. Шилько В. Г. Влияние двигательной активности возрастных людей на показатели физической подготовленности / В. Г. Шилько, Н. Л. Гусева, М. С. Лим // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 10. – С. 89–90.
  4. Ware J.E., Snow K.K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide. The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass. 1993.